Опубликовано 08.01 17:25

Зачем отвечать на детские вопросы?

Отвечать на вопросы ребенка важно, потому что ответы взрослого дают ему новые знания о окружающем мире,  обществе, моральных и этических нормах и т.д. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь и светит солнце, рассказать, какие бывают машины,  чем питаются разные звери и птицы,  из чего пекут хлеб... Полученные знания обогащают представления ребенка об окружающей его действительности, расширяют границы его существования.          

Разговаривая с ребенком, взрослый не только отвечает на поставленные им вопросы, но и вызывает появление новых. Ведь вопросы  у детей могут возникнуть только тогда, когда уже что-то известно. И чем больше знаешь о каком-нибудь предмете или явлении, тем больше появляется интересных вопросов, на которые хочется получить ответ. Поэтому познавательное общение с ребенком не только дает ему новые знания, но и развивает любознательность ребенка, его стремление понять и объяснить все вокруг.          

Между тем, как ни странно, задавая взрослому  вопросы, ребенок стремится не только к знаниям об окружающем его мире. В ходе такого взаимодействия не менее, а иногда и значительно более важным является удовлетворение потребности в уважении взрослого. Потребность в уважении не сводится к простому уходу и заботе – эта потребность является важным свидетельством развивающегося у малыша общения с окружающими и потому нуждается в особых способах удовлетворения. Потребность в уважении проявляется в том, что дети сильно обижаются, если взрослый считает их размышления глупыми, если он ругает их за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на его бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого, положительная оценка его действий или высказываний вызывает радость, уверенность в себе.          

Оказалось, что в разные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого. В 3 года эти замечания особенно не волновали малышей– они спокойно продолжали интересное для них занятие, не беспокоясь о том, как оценивает их действия взрослый. У детей 5 лет, напротив, появилась обостренная чувствительность к оценкам взрослого. Каждое его замечание вызывало обиду – дети хмурились, отворачивались от взрослого, а если таких замечаний было слишком много, вообще отказывались выполнять задание. К 6-7 годам отношение к оценкам старшего становилось более спокойным и деловым, дети уже не обижались на замечания взрослого, а стремились что-то изменить в своих действиях.          

Таким образом, потребность в похвале взрослого наиболее остро проявляется в середине дошкольного возраста, и удовлетворить эту потребность можно только серьезным, уважительным отношением к интересам ребенка. Однако ответы взрослого не просто отпечатываются в сознании ребенка, а подвергаются определенной обработке. Дети  выделяют в сообщениях взрослых только то, что отвечает их интересам, уровню их понимания, и могут по-своему преломлять ответы. В определенном возрасте  любая информацию от взрослого начнет подтвергаться оценке и критике.

Не забывайте отвечать на детские вопросы. 

Спасибо за внимание!


Комментарии (0)