Детский билингвизм
Билингвизм у детей – это одновременное владение ребенком несколькими языковыми системами, выраженное в равной или различной степени. Помимо неоспоримых плюсов, двуязычие может повлечь за собой определенные трудности в освоении звуковой стороны, словарного запаса, грамматических норм русского языка.
В современном мире двуязычие – это распространённое явление, особенно в европейских странах. Там это считается нормой. В России ситуация немного отличается, но с каждым годом всё больше людей стремятся к владению двумя языками.
Это связано с тем, что в России проживает множество национальностей, каждая из которых имеет право говорить на своём родном языке. В некоторых регионах этнический язык наравне с государственным используется в повседневной жизни: на нём выпускаются книги, телепередачи, составляются документы.
Кроме того, в последние годы в России увеличилось количество иностранцев, которые живут и работают в стране на постоянной основе. В основном это граждане из стран СНГ, но также есть и представители других национальностей – европейцы и азиаты. Они стараются сохранить свой родной язык, поэтому дети растут в условиях двуязычия.
Билингвизм – это способность одинаково хорошо владеть двумя языками. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами. Тех, кто говорит на более чем двух языках, называют полилингвами, а тех, кто говорит на более чем пяти языках, – полиглотами.
Существует два вида билингвизма
Естественный – когда дети с рождения общаются с представителями разных национальностей и для них обе культуры становятся родными. Искусственный – когда человек изучает второй язык специально. При этом он уже обладает навыками родной речи и стремится перенести их на новый язык.
Один из языков становится ведущим. Обычно это язык, на котором говорят в семье или который ребёнок слышит с рождения. Однако иногда «родным» становится язык, принадлежащий к другой социальной группе. Это связано с тем, что человек проводит в этом сообществе больше времени и стремится достичь определённых целей.
О естественном билингвизме можно говорить только в том случае, если человек с рождения растёт в двуязычной среде и осваивает два языка с раннего детства. Если новый язык появляется в жизни ребёнка после 8 лет, то он уже будет приобретённым.
Специалисты считают, что до 8 лет дети могут автоматически стать естественными билингвами, так как в этот период они способны усваивать любое количество информации на родном и иностранных языках. Подростки уже чётко осознают, какой язык они считают родным, а какой учат намеренно.
Для развития естественного билингвизма используются два подхода
Один язык – один родитель. Например, мама общается с ребёнком только на английском языке, а папа – только на русском. Таким образом, две языковые системы усваиваются одновременно, не смешиваясь между собой и позволяя ребёнку использовать все возможности языка. В семье все общаются на одном языке, а с посторонними людьми – на другом. Этот подход называется «одна ситуация – один язык». Например, в семье принято говорить на русском, а в школе или магазине – на французском.
Конечно, на развитие естественного билингвизма также влияют интеллект и способности ребёнка, количество времени, которое он проводит с каждым из родителей, и его окружение. Нельзя назвать человека билингвой, если он постоянно общается на одном языке, а второй использует только в определённых ситуациях.
Многие родители неосознанно смешивают языки в разговоре с ребёнком и не предоставляют ему достаточной практики для освоения конкретного языка. Однако на ранней стадии развития дети не понимают, что они общаются на двух языках одновременно. Если родители не осознают эту проблему, то процесс освоения двух языков одновременно может привести к определённым речевым ошибкам, требующим вмешательства специалиста.
Преимущества и недостатки двуязычия
Исследования показывают, что дети, которые владеют двумя и более языками, лучше развивают память и мышление. Они более внимательны и обладают широким кругозором, так как смотрят на ситуацию с точки зрения двух языковых культур. По сравнению со сверстниками, билингвы лучше концентрируются на информации и способны решать несколько задач одновременно. Им также легче даётся обучение.
Главное преимущество билингвизма – это возможность общения в современном мире, где всё больше людей говорят на разных языках. Детям, которые владеют несколькими языками, проще жить в условиях разнообразия культур и мыслить масштабно.
Однако билингвы развиваются иначе, чем дети, которые осваивают только один язык – монолингвы. Они начинают говорить только к 2-2,5 годам. До 3 лет наблюдается смешение языков, но к 4 годам они уже чётко различаются. Иногда ребёнку трудно определить, к кому обратиться и какой язык использовать для общения.
Также стоит помнить, что у всех детей разные способности, в том числе и к языкам. Один язык может даваться ребёнку легче, чем другой. Среди некоторых проблем двуязычия можно выделить: смешение фонетических и лексических систем; несбалансированность, неравномерность в развитии словарного запаса; сложности в постановке ударений; упрощение речевых конструкций, смещение языков при общении.
Спасибо за внимание!
Комментарии (4)