Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии
Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии, разработанная А. Н. Корневым, базируется на принципах простоты и оперативности. Она применяется в ходе первичного логопедического обследования детей в возрасте от 6 до 8 лет.
Обследование по этой методике не требует специального оборудования и занимает всего 5–8 минут. Её основная цель — среди большого количества детей идентифицировать тех, кто может быть подвержен риску развития определённых расстройств, так называемую «группу риска». У детей «группы риска» выявляются симптомокомплексы, включающие 3–4 дефицитарных функций. Это проявляется в неспособности выполнять соответствующие задания или выполнение в низком качестве. В качестве основы скринирующей методики используются задания, которые выявляют неполноценность психических функций. Оценка выражается в баллах: правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов, правильно ответил на один вопрос – 2 балла, не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
Предложенные задания ребенку:
1. «Дни недели и времена года»:
Инструкция: «Назови по порядку времена года, а затем — дни недели». Если ребёнок затрудняется, можно задать наводящие вопросы или подсказать, но не перечислять названия по порядку.
2. «Звуковые ритмы»:
Инструкция: «Послушай, как я постучу, а потом повтори так же». После этого нужно три раза ударить по столу (можно использовать палочку или ручку), делая длинные и короткие интервалы между ударами.
3. «Кулак-ребро-ладонь»:
Инструкция: «Посмотри, как я делаю, и повтори». Взрослый показывает ребёнку три движения: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Задача ребёнка — повторить эти движения в той же последовательности. Если он ошибся, нужно указать на ошибку и дать ещё одну попытку. Если ребёнок ошибся один раз, это не считается ошибкой. Если же он не смог повторить последовательность из трёх движений, нужно показать ему образец ещё раз. Всего можно показать образец не более пяти раз.
4. «Повторение цифр»:
Инструкция: «Я назову тебе несколько цифр, а ты повтори их в том же порядке». После этого экспериментатор называет ряд из трёх цифр, не меняя интонацию на последней цифре. Если ребёнок ошибся, нужно назвать другой ряд из трёх цифр. Если он повторил цифры верно, нужно перейти к ряду из четырёх цифр и так далее, пока он не повторит ряд из пяти цифр. Экспериментатор записывает количество цифр в ряду, который ребёнок повторил верно. Это будет предварительной оценкой за первую часть задания.
5. «Повторение цифр в обратном порядке»:
Инструкция: «Я назову тебе ещё несколько цифр, а ты повтори их в обратном порядке. Например, если я скажу 3-4, то ты должен сказать 4-3». Для наглядности нужно коснуться пальцем двух воображаемых точек на столе — сначала слева направо, затем справа налево.
Тактика обследования и записи результатов такая же, как в первой части задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трёх и так далее. Итоговой оценкой за всё задание будет сумма предварительных оценок за первую и вторую части.
Для детей 6,5–7,5 лет (без серьёзных речевых нарушений) суммируются оценки за задания «Дни недели и времена года», «Повторение цифр» и «Звуковые ритмы». Если сумма превышает 5 баллов, это может указывать на предрасположенность к дислексии.
Обследование с помощью МРВД — это лишь первый этап в выявлении нарушений. Дети с повышенным риском проходят дополнительные психолого-педагогические и логопедические занятия, которые направлены на профилактику дислексии.
Спасибо за внимание!
Комментарии (2)