Опубликовано 05.12.2024 09:06

Активный ребенок

Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он смышлен - телефон и  компьютер освоил значительно быстрее и лучше дедушки, умеет заниматься интерактивной игрушкой. Доктора на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его активность, беготня,  нетерпеливость, невразумительные ответы. Но нормально ли это, если ребенок целый день  скачет «по головам» своих уставших родителей? И где граница между нормой и патологией?          

Активный ребенок – это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще кричит, кусается, дерется – и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"          

Но если это так естественно, почему врачи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать проказнику успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и гиперактивностью. Давайте разбираться.

 Активный ребенок

1) большую часть дня "никому не дает покоя", предпочитает подвижным играм пассивные (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и конструктор с папой собрать и  книжку с бабушкой почитать

2) быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов

3) нарушение сна и пищеварения – это скорее исключение, чем правило

4) активный не везде - беспокойный и непоседливый дома, но спокойный на занятиях и в саду

5) неагрессивный, защитить себя может, но сам редко провоцирует скандал.          

Гиперактивный ребенок

 1)  находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать,  даже если он устал, то продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

2) быстро и много говорит, задает многочисленные вопросы, но убегает, не  дослушав ответ.

3) его трудно уложить спать, сон беспокойный, часто просыпается, капризничает

4) частые нарушения пищеварения  

5)  не реагирует на запреты и ограничения в любых условиях (дом, садик, магазин, детская площадка),  ведет себя одинаково подвижно.    

6) часто провоцирует конфликты, дерется, кусается, толкается, обижает окружающих детей.                  

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком проблем появления на свет и нарушений в младенческом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Но не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными.  Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "перебора" активности? Что нужно сделать, чтобы родители были спокойны и счастливы?

Желательно создать ребенку  определенные условия жизни. Сюда входит спокойная  обстановка в семье, четкий режим дня, обязательные прогулки на свежем воздухе, где есть возможность пошалить «от души». Лайфхак родителям - если вы сами – очень эмоциональны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Не надо нестись сломя голову в садик, постоянно подгоняя ребенка и  меняя планы "на ходу".  Становитесь  более организованными сами и  воспользуйтесь следующими советами:

1. Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, приводить в чувство. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой, бабушке с дедушкой.

2. Научить ребенка управлять собой. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

3.  В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

4. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца (даже самое маленькое) . На примере  простых дел нужно научить правильно распределять свои возможности.  

5. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, телефон), избегать мест с повышенным скоплением людей.  

6. В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным качествам просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить требования.  

7. "Движение – это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

8. Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребенку больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании, поменьше фастфуда, «еды на ходу», побольше полезных продуктов. Если ребенок не хочет есть – не заставляйте его!

9. Активные виды спорта для него – это идеальное решение!        

10. Научите малыша расслабляться. Найдите  "рецепт" обретения внутренней гармонии, подберите методы успокоения. Психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия и т.д.

И обязательно говорите ребенку, как сильно вы его любите. Какой он замечательный, уникальный и любимый! Спасибо за внимание.

По материалам Дефектология Проф ИКП


Комментарии (3)