Дифференциальная диагностика речевых нарушений
В последнее время мы наблюдаем значительный рост числа детей с нарушениями речи. Эти нарушения могут проявляться в виде различных сочетаний расстройств, которые не ограничиваются только проблемами с речью. Особую важность приобретает вопрос точной и грамотной диагностики различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В процессе диагностики важно не только зафиксировать факт речевой недостаточности, но и составить педагогическое заключение, которое бы отражало причину и механизм нарушения развития, а также содержало рекомендации по коррекционным мероприятиям.
Речевое развитие является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух и полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Специалисты выделяют: импрессивную речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивную речь (процесс высказывания с помощью языка).
Речевое развитие является важнейшим показателем общего развития ребёнка. Речь — это основной инструмент, с помощью которого дети познают окружающий мир, и представляет собой наиболее совершенную форму общения, присущую только человеку.
Чтобы речь развивалась правильно, необходимо достичь определённого уровня зрелости коры головного мозга. Кроме того, важны хорошо сформированный артикуляционный аппарат и слух. Также ребёнку необходимо находиться в окружении, где много говорят, с первых дней жизни.
Специалисты выделяют два аспекта речи:
1. **Импрессивная речь** — процесс восприятия речи на слух, понимания смысла и содержания речевого высказывания.
2. **Экспрессивная речь** — процесс формулирования мыслей и высказываний с помощью языка.
Задержка речевого развития - это несформированность в нормальные возрастные сроки отдельных компонентов речевой функции. Специалистами (А.Н. Голик, В.Н. Мамцева) выделяются три типа ЗРР: – легкая: запаздывание в развитии речи, заключающееся в позднем произнесении первых слов, задержанном формировании фразовой речи, значительных дефектах звукопроизношения, часто сочетается с задержкой развития моторики и психического развития;
– грубая: задержка периода лепета и глубокая задержанность формирования всех сторон речи, до 4-5 лет жизни отсутствуют или резко недостаточны словесные формы общения, общение с окружающими ограничено жестами, сочетается с выраженной задержкой психического развития;
– выраженная: речь ограничивается отдельными словами или простой, грамматически не оформленной фразой, расширение словаря идет медленно, не усваивается структура многосложных слов, отмечаются перестановки слогов, выраженные аграмматизмы, мало дифференцирована фонетика; чем тяжелее нарушение речи, тем чаще обнаруживается органическое поражение ЦНС. Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи и системного недоразвития речи.
Основной задачей дифференциальной диагностики является выявление нарушения в развитии ребенка с соотнесением данного конкретного случая к определенному варианту дизонтогенеза. Помимо уточнения дифференциальная диагностика решает следующие задачи:
– отграничение друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза;
- выяснение первичности или вторичности конкретного отклонения в развитии;
– изучение атипичного протекания дизонтогенеза;
– определение роли различных дефектов при сложных, комплексных отклонениях;
– выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития);
- энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) расстройствами.
Таким образом, проведение качественной дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей дошкольного возраста необходимо для постановки логопедического заключения, которое отражало бы причины и механизм нарушения психоречевого развития, разработки индивидуальных коррекционных программ, с целью преодоления этих нарушений в комплексной медико-психолого-логопедической реабилитации.
ГБУЗ «НПЦДП» департамент здравоохранения г. Москва
Комментарии (0)