Опубликовано 09.11 17:40

Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ

Классическая музыка уже давно признана мощным инструментом для развития детей с различными когнитивными особенностями. Исследования показывают, что прослушивание классических произведений стимулирует нейронные связи в головном мозге, значительно улучшает концентрацию, эмоциональное состояние и когнитивные функции практически всех детей с ОВЗ. В статье раскроем, как именно классическая музыка влияет на их развитие.

Научные исследования показывают, что прослушивание классической музыки активизирует работу мозга, улучшая нейропластичность (способность мозга перестраивать связи между нейронами). У детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и умственной отсталостью нейропластичность снижена, однако классическая музыка может помочь активировать те участки мозга, которые отвечают за внимание, память и восприятие.  Во время прослушивания классической музыки происходит более активная работа нейронов в областях мозга, связанных с эмоциями и концентрацией. Нейроны начинают работать слаженнее, и возникают новые нейронные связи, что улучшает когнитивные функции. Классическая музыка способствует синхронизации работы обоих полушарий, укрепляя связи между ними, что важно для детей с УО, у которых такие связи часто ослаблены.

Особое влияние оказывает музыка с частотой 60–70 ударов в минуту, что схоже с сердечным ритмом в состоянии покоя. Эти ритмы способствуют снижению уровня тревожности и успокаивают ребёнка, помогая ему быть более восприимчивым к обучению и взаимодействию с миром.

Исследование «Музыка и мозг» (2010 г.)

Проведенное при участии Института развития человека Макса Планка в Германии показало, что прослушивание классической музыки повышает активность префронтальной коры, отвечающей за самоконтроль, эмоциональную регуляцию и когнитивные функции. При этом у детей с умственной отсталостью, у которых обычно наблюдаются трудности с самоконтролем и вниманием, наблюдались положительные сдвиги в этих аспектах после регулярного прослушивания классической музыки.

Исследование Альфреда Томатиса (Франция, 1960-е годы)

Томатис, французский врач и исследователь, был одним из первых, кто изучил влияние музыки на развитие мозга у детей с когнитивными и речевыми нарушениями. В рамках своих экспериментов Томатис обнаружил, что музыка, особенно произведения Моцарта, оказывает положительное воздействие на речевые и слуховые процессы. Он создал метод звуковой стимуляции, который включал прослушивание определенных музыкальных произведений в специальных наушниках. Это, как он показал, приводило к улучшению когнитивных функций, речевой активности и эмоционального состояния у детей с умственной отсталостью и речевыми нарушениями.

Исследование Гордона Шоу и Фрэнсиса  Рошера (Калифорнийский университет, 1993) 

В 1993 году Шоу и Рошер проводили эксперимент (эффект Моцарта), в котором участники слушали произведения Моцарта перед выполнением тестов на пространственное мышление. Хотя исследование было сосредоточено на взрослых, результаты показали, что прослушивание Моцарта привело к значительному улучшению пространственного восприятия и памяти. Ученые предположили, что те же принципы будут полезны для детей, включая тех, у кого наблюдаются когнитивные задержки.

Исследование Стэнли Гринспана (1998, США)

Стэнли Гринспан, известный детский психиатр и психотерапевт, в своей практике использовал музыку в терапевтических целях. В книге "Дети с особыми потребностями" он описывает, как регулярное прослушивание структурированной музыки (включая произведения Баха и Моцарта) улучшает у детей с аутизмом и умственной отсталостью способность концентрироваться и эмоционально вовлекаться. Он также отмечал положительное влияние музыки на развитие нейронных связей, что особенно важно для детей с когнитивными ограничениями.

Исследование Шарлотты Гарольд (Институт музыкотерапии, Швеция, 2017)

В исследовании Гарольд изучалось влияние классической музыки на уровень тревожности и способность к социальному взаимодействию у детей с ограниченными возможностями. Результаты показали, что прослушивание Бетховена и Шопена перед занятиями по драматической терапии повысило у детей уверенность в себе, а также помогло им легче адаптироваться в коллективе.

Для детей с УО особенно полезны музыкальные произведения с мягкими ритмами и повторяющимися мелодиями. К ним относятся:

В. А. Моцарт — «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада». Музыка Моцарта активизирует работу головного мозга, улучшая пространственное и математическое мышление.

И.С. Бах — «Бранденбургские концерты», «Гольдберг-вариации». Музыка Баха обладает структурой, которая помогает детям с УО воспринимать порядок и логику.

Л. Бетховен — «Ода к радости» из Симфонии № 9. Этот мотивирующий и эмоционально насыщенный фрагмент улучшает настроение.

П.И. Чайковский — «Времена года». Эта музыка развивает ассоциативное мышление и образное восприятие.

Для достижения наилучшего результата рекомендуется слушать классическую музыку ежедневно, хотя бы по 10–15 минут. Оптимальным вариантом будет прослушивание музыки в сопровождении мягкого света, возможно, в обстановке, способствующей расслаблению. Музыка может стать, частью учебного процесса, помогая детям лучше усваивать материал в школе и дома.

Классическая музыка помогает детям с умственной отсталостью достичь баланса между эмоциональным состоянием и когнитивными процессами, делая их более восприимчивыми к обучению и окружающему миру. Развитие нейропластичности под влиянием музыки является уникальным и естественным инструментом поддержки детей с особенностями развития.

По материалам ФГБНУ "ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ"


Комментарии (0)