Коррекция нарушений письменной речи у школьников
«Дисграфия» - как много родительских переживаний в этом слове.
Расстройство процессов письма наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Как научиться правильно помогать школьнику?
Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих учащихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.
При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении ими навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.
Если же вовремя не обратить на это внимание, не принять профилактических мер, то специфические ошибки письма станут стойкими и перейдут из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в дисграфию и дислексию. Ребенку будет необходима помощь коррекционного педагога, психолога.
Каковы же ошибки, которые должны насторожить родителей (законных представителей)? Это ошибки, связанные с нарушением произношения звуков. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка); пропуски согласных в стечениях; ошибки обозначения мягкости согласных на письме; смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство: Б-Д, П-Т; Е-3; А-О; Д-У и т.д.
Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству происходит при нарушениях фонематического восприятия, и при этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные О - У, Ё - Ю; согласные Р- Л, и - ЛЬ; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки Ц, Ч, Щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами.
Чтобы предупредить нарушения письменной речи необходимо развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Например:
· Развивать подражательную деятельность (мелкие и крупные движения с использованием различных стихов, пальчиковых игр).
· Учить детей зрительно контролировать ручную деятельность.
· Совершенствовать умение рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной длины и толщины, создавать сочетание прямых и наклонных линий.
· Продолжать учить рисовать по трафарету знакомые предметы симметричной (с дорисовыванием второй половины самостоятельно или по опорным точкам) и несимметричной формы.
· Продолжать учить рисовать по трафарету домашних и диких животных, птиц и т.д. с дорисовыванием недостающих деталей цветным карандашом.
· Продолжать учить писать буквы ручкой, рисовать их на доске мелом, фломастерами, на подносах с увлажненным песком.
· Продолжать учить соблюдать заданные пространственные границы при раскрашивании, штриховке. Предлагать детям восковые и обычные мелки, карандаши, фломастеры.
Выполнять одной и двумя руками:
· Раскатывание колбаски из пластилина под стихотворный ритм — вперед, назад (дерево, человек).
· Скатывание колобка под стихотворный ритм — вправо, влево (снежный ком, снеговик).
· Посыпание поверхности — пальцы в щепоти, крупа, соль ("снег").
· Обмазывание снаружи и изнутри предметов пластилином, вдавливание мелких деталей, камешков, семян.
· Отрывание ваты от куска, приклеивание ("снег", "сугробы").
Целью данных упражнений является развитие речемыслительной деятельности учащихся, зрительного и слухового восприятие и внимание, речеслуховой памяти и мелкой моторики.
Упражнение "корректурная проба"
Упражнение принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш и т. д. Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда, коррекционный педагог подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Помимо классических приемов в коррекционное-развивающей работе в настоящее время широко используется нейропсихологический подход. Со временем пользуясь готовыми пособиями, можно придумать и создать свои материалы – упражнения, которые помогают скорректировать языковой анализ и синтез, развивать фонематический слух, слуховое внимание и память. Примеры заданий:
Задание 1.
Инструкция ребенку:
Озаглавь текст.
Поставь точки в конце каждого предложения.
Посчитай количество предложений.
Найди и обведи в тексте гласные [И] и [О].
Найди и обведи синим карандашом согласные Л и Ш.
Мы живём на даче стоят тёплые летние дни мы часто ходим в рощу около
дома большой сад в саду много цветов вот душистые георгины на листочках
блестят капли росы в тени спит рыжий кот Борька хороши у кота усы.
Задание 2.
Инструкция ребенку: Придумай окончания предложений.
Ваня и Вера бежали за…
Волк загнал зайца под…
Дети катались на …
Мама с Лизой идет….
Папа с Ваней строит…..
Задание 3.
Инструкция ребенку: Найди и обведи слоги ЗА и СА, проговаривай все слоги в слух.
Са за се са зы зо су зи са со зи зе за
Зу са су за се со за су зе зу за се са
Зу за со са су се за зе зо зу са со су
Задание 4. Составь новые слова из букв слов АКВАРИУМ; ВИНОГРАД; ХОЛОДИЛЬНИК.
Задание 5.
Инструкция ребенку: Послушай пары слов и запиши буквы которыми они отличаются.
Дождь –вождь, корона –ворона, флот-плот, сова-софа, лист-лифт, винт-бинт, сазан –фазан.
Задание 6. Запомни цепочки слогов, запиши по памяти.
Гы-га-го-гу, ги-ге-гя-гю,
Бы-ба-бо-бу, би-бе-бя-бю
Задание 7. Найди лишнюю букву в слове и зачеркни ее.
Масгка, пижарма, лаыжи,жулк, вауза, горуох, соабака, воурона, коруова, логдка, солуовей, хвоист.
Задание 8. Придумай и напиши слова, которые начинаются на эти слоги.
НА…,НО…,НИ…,НА…, НЕ…,НУ…, НА…,ЗО…, МУ… ПО…КЕ…РА….
Приступая к коррекции нарушений письменной речи родители должны помнить о том, что каждый ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в прописи и тетради. Результаты должны радовать и настраивать на успех школьника. Необходимо хвалить ребенка за самые маленькие достижения, ведь только положительные эмоции будут создавать дальнейшую мотивацию к овладению письменной речью у детей. Удачи!
По материалам Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики».
Комментарии (0)