Что можно и нельзя ребенку?
Одной из частых проблем, с которыми сталкиваются родители – ребенок не слушается и бурно реагирует на отказ в чем-то.
Взрослые пробуют все возможные способы, чтобы справиться с подобным поведением их чада – и уговоры, и ультиматумы, и крики, и даже шлепки, но только все это не работает!
Почему и что делать в подобных ситуациях?
Давайте разбираться!
Первое, что необходимо сделать – восстановить свое душевное равновесие, насколько возможно.
Это важно, потому что у ребенка тесная связь с мамой (а чаще всего именно мамы переживают больше всего и приходят за помощью), чувствуя, что мама взвинчена и вот-вот взорвется, ребенок не сможет адекватно воспринимать методы воспитания, да и сама женщина вряд ли будет столь эффективна.
Помните, как говорят в самолетах: «Сначала наденьте маску на себя, потому на ребенка.» Это касается всех вещей – так как, если мама не позаботиться о себе, своем состоянии, в том числе и эмоциональном, то она не сможет помочь своему малышу! Это самое главное правило!
После того, как эмоциональный баланс относительно выровнялся, можно приступать и к работе с ребенком.
И задать вопрос: «Есть ли у Вас в семье правила?»
Очень редко мне отвечают утвердительно или порой эти правила бывают связаны больше с бытовыми делами:
– убрать за собой игрушки, застелить кровать, хотя, они тоже работают через раз или совсем не работают. А нежелательное поведение ребенка сохраняется.
Хочу прояснить свое представление насчет правил. Для меня это не только бытовые моменты, связанные с распорядком дня, а даже больше то, что связано с границами дозволенного, то есть, что можно, а что нельзя.
Среди таких правил:
- Никому нельзя делать больно!
- Мама и папа в семье самые главные, их все слушаются.
- Когда взрослые разговаривают, ребенку нужно подойти и тихонько дождаться, когда его смогут выслушать.
- Нельзя трогать острые, горячие предметы, потому что можно пораниться, обжечься и т.п.
В каждой семье правила могут быть различными, здесь я описала те, которые являются одними из самыми важных в процессе развития детей, так как здесь речь идет о тех необходимых границах, которые ребенок должен усвоить, а именно:
- физические границы свои и других живых существ (никому не причинять боль и вред),
-иерархию в семье (где родители главные, а не дети),
- уважение других,
-правила поведения в обществе,
-знание опасных предметов, с которыми нужно обращаться аккуратно для своего благополучия.
Часто мне задают вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок выполнял эти правила?»
Сначала я предлагаю вместе поразмышлять, а для чего они вообще нужны? Дети своим поведением всегда проверяют границы, то есть, что можно, а что нельзя.
И порой, все это делается в открытую, глядя взрослому в глаза, ожидая реакции. И тут реакция взрослого обязательно должна быть, причем, именно такая, которая покажет, что данное поведение выходит за грани дозволенного.
Дети реагируют на эмоции, именно поэтому родители должны мимикой и интонацией показать, что то или иное поведение нарушает установленные границы.
Сначала правила устанавливаются только родителями, а уже ближе к школьному возрасту можно задействовать и ребенка для совместного установления тех или иных правил.
Что будет, если не установить границы и правило дозволенного? События могут развиваться по разным сценариям. Скорее всего, поведение ребенка будет все более сложным, проявления все более неприятные и неуправляемые, авторитет родителей будет крайне низок или вовсе равен нулю.
Подростки, у которых не выработаны границы, начинают проверять на прочность не только взрослых, но и самого себя, пробуя психоактивные различные вещества, занимаясь опасными для здоровья видами спорта и другими активностями, а это уже может иметь печальные последствия, которых, конечно, не хочет ни один родитель.
Именно поэтому важно уделять внимание встраиванию границ у ребенка, усвоению правил. И чем раньше родители начинают работать в этом направлении, тем эффективнее и менее болезненно проходит данный процесс.
Комментарии (0)