Опубликовано 03.09 10:13

Примерные упражнения для успешного первоклассника на каждый день

Письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, которая включает в себя целый ряд последовательных операций.

Овладение письменной речью представляет собой более высокий уровень речевого развития. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, моторный. Автоматизирование движения рук является конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Если «участники» письма работают неслаженно, то процесс овладения письменной речью первоклассником становиться затруднительным. На овладение письмом могут влиять кинестетический, зрительно-пространственный факторы, проблемы с саморегуляцией и мелкой моторикой, а также нейропсихологические факторы.

Нейропсихологический аспект включает в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы овладеть письмом. Выделены возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха. Нередко ученик с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно  из - за незрелости определенных отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Поэтому преодолением возникших трудностей письма могут стать комплексы нейропсихологических упражнений, которые могут проводится на каждом уроке или при выполнении домашнего задания.

Родителям/законным представителям можно предложить ежедневное упражнения для успешного первоклассника. На уроках обучения грамоте преимущественно используем дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, а также упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, лексики, грамматического строя речи и тд.. Перед письмом очень полезно включать упражнения, направленные на выработку чувства ритма и взаимодействие полушарий, а также снятие мышечного тонуса. На математике уделяем внимание межполушарному взаимодействию, ритму, а также дыхательной гимнастике в качестве физкультурной минутки. Примеры упражнений:

 При обучении чтению: «Дыхание одной ноздрей» Очень полезное упражнение для улучшения работы мозга. Встать прямо, тело расслаблено. Закрыть левую ноздрю пальцем, сделать глубокий продолжительный вдох. Открыть ноздрю и закрыть правую, медленно выдохнуть. Затем сделать в обратном порядке и повторить 5-6 раз.

 «Какой звук есть во всех словах?»  Произносим три –  четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь –  и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подбери слово с этим звуком.

“Снежок” (картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Я знаю одежду со звуком [ж]: джинсы, ... (пиджак, пижама, жакет, жилет).

“Пропеллер” (картинка-образ — самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

При обучении письму: «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

«Силачи» - наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова.

«Руки-ноги» - задаются сигналы: один хлопок – руки поднять и опустить, два хлопка – встать или сесть. Чередуем хлопки.

При обучении математике: «Перекрестное марширование» -дети медленно шагают, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена –перекрестные движения. Педагог в это время отсчитывает 6 раз в медленном темпе. Затем дети также шагают, касаясь одноименного колена – односторонние движения, 6 раз в медленном темпе. Далее перекрестные и односторонние движения чередуются. Важно начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

«Прыжки». Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой. «Кладоискатели» - ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.  Дыхательная гимнастика «Бегемоты». Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой «Сели бегемоты, потрогали животики».

Использование приведенных приемов работы на каждом уроке или  выполнении домашнего задания в течение 5-10 минут не только улучшит почерк ребенка, но будет способствовать улучшению учебной деятельности в целом. Повышение работоспособности, умение планировать учебную деятельность, навыки самоконтроля позволяют на более качественном уровне устранить имеющиеся нарушения, что в конечном итоге стимулирует учебную мотивацию и приводит к улучшению успеваемости. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия - занятия проводятся регулярно и в доброжелательной обстановке в течении 5 – 10 минут (время  увеличивается постепенно). 

Подготовлено по материалам Института коррекционной педагогики

Список источников информации

Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2001. - С. 195-213.

Пылаева Н. Н. Ахутина Т. В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. Спб., 2008.

Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.


Комментарии (7)