Опубликовано 21.08 11:45

Как привить интерес ребенка к чтению

В каком возрасте и какие книги   читать ребенку ? До трех лет родители примерно представляют, что читать детям: русские народный сказки, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков,  К. Чуковский.  Но после 3-4 лет у родителей  наступает некоторое затруднение. Особенно сложно родителям сориентироваться в современной «порожней» литературе, произведениях зарубежных авторов с намеренным упрощением текста или с низкокачественным  переводом.

Но сначала,  давайте разберёмся в том, почему современный ребёнок не хочет читать и какие действия родителей могут уменьшить  у него охоту к чтению книг.

1.       Слишком раннее начало. Желание родителей как можно скорее научить читать не всегда оправданно. Многие дети в трёхлетнем возрасте хотят лепить куличики в песочнице, а не вникать в книги, пусть даже интересные.

2.       «Репрессии». Прочитывание книг должно ассоциироваться исключительно с приятными эмоциями и впечатлениями. Нельзя  насильно заставлять ребёнка корпеть над книжками, в будущем подросток будет отказываться от чтения.

3.       Наличие альтернативы. Сегодня дети окружены современными гаджетами. В домашней обстановке чаще всего несколько компьютеров и мобильных телефонов. Ребёнок получает возможность выбора. И чаще всего,  ребенок выбирает гаджет и откладывает книгу.

4.       Доступность информации. Ещё пару десятков лет назад чтобы подготовить доклад или сообщение, ребёнок вынужден был посетить библиотеку, потратив время и силы. Сегодня же достаточно зайти в интернет, открыть пару-тройку источников и подготовить выступление за небольшой промежуток времени.

5.       Негативный пример взрослого. Если родители не любят читать, предпочитают в свободное время полежать на диване не с книгой, а с мобильным телефоном, то, с большой вероятностью, и ребёнок тоже не будет испытывать интереса к чтению.

6.       Мотивация к чтению у детей подросткового возраста очень часто резко снижается. В психологии это принято объяснять сменой авторитетов. Ребёнок теперь смотрит в большей степени не на родителя, педагога,  а на ровесника. Так что подросток если и будет что-то читать, так это книгу, которую ему посоветует приятель.

А теперь  узнаем то, как ребенку привить любовь к чтению с помощью нескольких интересных методик. Какая из них подойдёт именно вашему ребенку, сказать сложно. Можно выбрать одну из них, можно опробовать несколько вариантов, а можно придумать собственный воспитательный манёвр.

1.       Метод «Дочитай сам»

Такой способ ещё называют по фамилии известного советского писателя – метод Кассиля. Он подходит тем детям, которые обладают навыком чтения, но равнодушно относятся к литературе и предпочитают слушать мамины сказки и истории.

Что же делать? Взрослый подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом и закрученной интригой. Читает ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это занятостью. Малыш, желая понять, чем же всё закончилось, вынужден сам взяться за книжку. Мама и папа тут же хвалят ребёнка за этот самостоятельный поступок и ненавязчиво помогают ему, если тот об этом просит.

2.       Метод Искры Даунис

Советский психолог предложила интересный способ, совмещающий игру и чтение. В один прекрасный момент ребёнок просыпается и находит, например, в рюкзачке или под подушкой письменное послание от любого сказочного героя (напр. Карлсона). Тот кратко сообщает, что хочет подружиться с малышом и дарит ему подарок, который спрятан в определённом месте. В указанном месте действительно обнаруживается сюрприз.

На следующее утро обнаруживается ещё одно послание, чуть длиннее и подробнее. В нём «Карлсон» рассказывает о чём-то интересном из своей жизни либо из жизни малыша. Такие письма могут быть просто лёгкими, весёлыми, но в тоже время будут нести воспитательную нагрузку.

С каждым днём письменные сообщения становятся всё более длинными и содержательными. В них попадаются задания, обещаются награды (родители и близкие ребенка включены в процесс). Ребёнок читает их всё проще и всё с большим удовольствием. Как результат – чтение превращается из скучного занятия в увлекательный процесс.

3.       Метод древнего народа

Ещё один изобретательный метод – донести до ребёнка информацию о том, что книги – это настоящее сокровище, спрятанный клад древнего народа. Следовательно, он может их читать лишь в том случае, если ведёт себя хорошо. Получается, что чтение ассоциируется у малыша с чем-то радостным и праздничным, тем более что каждый раз можно ребенка поощрять маленькими презентами. Если же ребёнок ведёт себя плохо, то книжка и гостинец откладывается в сторону.

4.       Метод «Запрет на чтение»

Этот способ довольно манипулятивный, поэтому применять его стоит крайне осторожно. Чем-то он похож на предыдущий вариант, но тут  родители предлагают запрещать ребёнку читать определённую книгу, аргументируя это тем, что он слишком мал для «подобной литературы». Мы все знаем, что запретный плод  манит детей. Следовательно, интерес к книжке  возрастает.

Любовь к книгам формируется в семье. Педагог обучает ребёнка грамоте – письму и чтению. А родители собственным примером показывают то, насколько увлекательным может быть  мир книги. Начинать нужно  с раннего детства, когда формируются многие навыки и полезные привычки, но необходимо помнить о некоторых правилах. Читаем ребенку с самого рождения, каждый день понемногу, желательно, когда он находится в хорошем настроении. Когда малыш плачет и начинает капризничать откладываем книгу. Позволяем ребенку (с определенного возраста) самому выбирать любимые произведения и много раз перечитывать интересные  места. Читаем по книге с  выражением или наизусть и обязательно рассматриваем иллюстрации!

Советы библиотекарей и педагогов

Главный запрос родителей: «Что читать?». Ориентируйтесь на возраст и интересы  ребёнка: малышам – книги с картинками, дошкольникам и школьникам – энциклопедии, подросткам – на их выбор.  Сегодня, к сожалению, библиотеки не пользуются такой популярностью, как несколько десятилетий назад. Но всё равно можно записать ребёнка в данное учреждение, чтобы он прочувствовал особую, уютную атмосферу читательского зала. А у читающего ребенка должны быть книги на текущий возраст и немного на вырост, чтобы была мотивация закончить одно произведение и начать новое.

Специалисты убеждены, что в привитие любви к чтению возможно лишь до определённого возраста – до 9 лет. Затем сформировать эту привычку будет сложно или даже невозможно. Именно поэтому стоит не откладывать литературно-эстетическое  воспитание детей. Для этого:

1.       Читайте с рождения ребенка. Конечно, младенец ещё не осознаёт смысл маминых слов, но его привлекает голос  любимого человека. В возрасте 8-18 месяцев у детей формируется пассивный словарь, то есть он накапливает запас слов. Этому активно помогает и чтение. Двухлетний малыш уже понимает некоторые слова и следят за сюжетом. А в трёхлетнем возрасте он не просто слушатель, а настоящий собеседник. Он внимательно слушает сказку, просит перечитывать самые интересные моменты, задаёт вопросы, комментирует поступки героев. У ребенка возникает интерес к чтению.

2.       Читайте с ребенком регулярно. Формирование привычки (любой – и хорошей, и плохой) занимает некоторое время, значит, нужно заниматься чтением на регулярной основе. Старайтесь каждый день организовывать «минутку общения с литературным миром». Книжку можно взять с собой на утреннюю или вечернюю прогулку, на пляж, дачу, в  поездку. А когда ребёнок научится читать самостоятельно, можно исследовать вывески, названия магазинов и т.д.

3.       Выбирайте книжки вместе с ребёнком. Сначала родители выбирают книги малышу сами, ориентируясь на безопасность, качество, красочность иллюстраций и прочие параметры. Но по мере взросления ребёнка стоит отдать часть инициативы ему в руки. Пусть он сам подберёт себе несколько книг, ориентируясь на собственные интересы. Возможно, он любит истории про динозавров, диких животных, космических приключениях, сказочных феях? Обязательно сходите вместе в специализированный магазин или зайдите на сайт книжного интернет-ресурса. Пусть ребёнок выберет ту книжку, которая ему понравится

4.       Не бойтесь повторений прочитанного. Во-первых, он старается разобраться в перипетиях сюжета более подробно. Во-вторых, он медленнее взрослого человека вникает в смысл литературного произведения. В-третьих, знакомая книга олицетворяет для него спокойствие и психологический комфорт. Так что не лишайте малыша удовольствия слушать знакомую историю столько раз, сколько ему хочется.

5.       Приводите правильные аргументы. Например «Эта книжка про птичек/ роботов/ собачек/ про интересное и обязательно  понравиться тебе»; «По этой книге сняли тот самый фильм/сериал, который нам очень понравился». «Эта книжка нравится твоей любимой сестре/брату/бабушке».

6.       Не заставляйте ребенка читать. Нельзя превращать чтение в один из элементов дисциплинарного воздействия. Очень часто от взрослых можно услышать следующую фразу: «Пока не дочитаешь книжку до конца, не пойдёшь на встречу с друзьями».  Наверное, после таких требований взрослого у ребенка с трудом возникнет любовь к чтению.

7.       Показывайте личный родительский пример своему чаду. Это важный пункт.  Пусть вы устали, перенервничали на работе, но постарайтесь уделять хотя бы четверть часа в день чтению книги. Читайте про себя, читайте вслух  и обсуждайте прочитанное вместе с ребенком. Спасибо за внимание.

Хорошего учебного года! 

По материалам Дефектология ПРОФ Московский институт коррекционной педагогики.


Комментарии (2)