Опубликовано 19.08 09:30

В помощь родителям - пиктограмма

Пиктограмма – это  знак (символ), который отображает самые разные, но очень важные  и узнаваемые черты предметом, объектов, даже явлений. Этот знак изображается в схематическом виде. Пиктограммы облегчают запоминание и увеличивают объем памяти ребенка путем образования дополнительных ассоциаций. Использование пиктограмм на коррекционно-развивающих занятиях с детьми  становиться все более актуальным и востребованным.

Пиктограммы - это обычные рисунки, символы объектов, и они понятны ВСЕМ (детям, взрослым, людям, говорящим на разных языках). Они относятся к невербальным средствам общения. Человек  в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует взаимосвязь предметов, а потом воспроизводит все раннее соединенные образы.

Если совсем просто, то любой предмет видимый нами и есть пиктограмма, мы с рождения находимся в реальном мире плюс в мире условностей, мы учимся понимать и пользоваться знаками любого вида мира, это наша особенность как человека. Поэтому понимание и использование средств символики поднимает человека на высший уровень интеллектуального развития.

Ещё задолго до того, как был придуман алфавит, люди рисовали символы, знаки, так они передавали свои мысли, образы и эмоции (радость, страх и т.д.). Достаточно вспомнить пещерную живопись (наскальные рисунки) первобытных людей эпохи палеолита. Этот вид первого искусства  дает представление о быте и культуре  наших древних предков, а также об их эволюции. 

Возвращаемся к теме использования  пиктограмм в работе с детьми с  речевыми нарушениями. У детей с речевыми нарушениями особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающие объем памяти.  Овладение приемами работы с пиктограммами значительно сокращает и облегчает процесс воспитания и обучения, а также время усвоения нового материала ребенком. Идет процесс формирования приемов работы с памятью. Одно из правил укрепления памяти гласит «Когда учишь-записывай, рисуй схемы и черти графики».

Немного цитирования из классиков отечественной логопедии, в том числе исследований этой темы западными классиками:

Пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью.

Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.

Использование метода пиктограмм повышает интерес/усердие к любому коррекционно-развивающему занятию.

Пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы.

Психологи делают вывод о том, что психическая нагрузка при восприятии пиктограмм намного ниже, чем при чтении слов.

Метод пиктограмм является одной из составляющих метода наглядного моделирования и является одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания детей. Они не только слышат свою или обращённую к ним речь взрослого, но и имеют возможность зрительно ее запомнить.

Можно перечислить лишь некоторые предназначения (задачи) решаемые специалистами, родителями  с помощью использования  пиктограмм, например:

1) формирование фонетической стороны речи,

2) развитие связной речи,

3) коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия,

4) развитие творческих способностей и воображения

5) повышение мотивации на коррекционно-развивающих занятиях.

При необходимости, применяйте пиктограммы в любом виде взаимодействия с Вашим ребенком. 

Спасибо за внимание.


Комментарии (0)