В помощь родителям - пиктограмма
Пиктограмма – это знак (символ), который отображает самые разные, но очень важные и узнаваемые черты предметом, объектов, даже явлений. Этот знак изображается в схематическом виде. Пиктограммы облегчают запоминание и увеличивают объем памяти ребенка путем образования дополнительных ассоциаций. Использование пиктограмм на коррекционно-развивающих занятиях с детьми становиться все более актуальным и востребованным.
Пиктограммы - это обычные рисунки, символы объектов, и они понятны ВСЕМ (детям, взрослым, людям, говорящим на разных языках). Они относятся к невербальным средствам общения. Человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует взаимосвязь предметов, а потом воспроизводит все раннее соединенные образы.
Если совсем просто, то любой предмет видимый нами и есть пиктограмма, мы с рождения находимся в реальном мире плюс в мире условностей, мы учимся понимать и пользоваться знаками любого вида мира, это наша особенность как человека. Поэтому понимание и использование средств символики поднимает человека на высший уровень интеллектуального развития.
Ещё задолго до того, как был придуман алфавит, люди рисовали символы, знаки, так они передавали свои мысли, образы и эмоции (радость, страх и т.д.). Достаточно вспомнить пещерную живопись (наскальные рисунки) первобытных людей эпохи палеолита. Этот вид первого искусства дает представление о быте и культуре наших древних предков, а также об их эволюции.
Возвращаемся к теме использования пиктограмм в работе с детьми с речевыми нарушениями. У детей с речевыми нарушениями особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающие объем памяти. Овладение приемами работы с пиктограммами значительно сокращает и облегчает процесс воспитания и обучения, а также время усвоения нового материала ребенком. Идет процесс формирования приемов работы с памятью. Одно из правил укрепления памяти гласит «Когда учишь-записывай, рисуй схемы и черти графики».
Немного цитирования из классиков отечественной логопедии, в том числе исследований этой темы западными классиками:
Пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью.
Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.
Использование метода пиктограмм повышает интерес/усердие к любому коррекционно-развивающему занятию.
Пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы.
Психологи делают вывод о том, что психическая нагрузка при восприятии пиктограмм намного ниже, чем при чтении слов.
Метод пиктограмм является одной из составляющих метода наглядного моделирования и является одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания детей. Они не только слышат свою или обращённую к ним речь взрослого, но и имеют возможность зрительно ее запомнить.
Можно перечислить лишь некоторые предназначения (задачи) решаемые специалистами, родителями с помощью использования пиктограмм, например:
1) формирование фонетической стороны речи,
2) развитие связной речи,
3) коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия,
4) развитие творческих способностей и воображения
5) повышение мотивации на коррекционно-развивающих занятиях.
При необходимости, применяйте пиктограммы в любом виде взаимодействия с Вашим ребенком.
Спасибо за внимание.
Комментарии (0)