Навыки, которые важны первокласснику
В настоящей статье мы рассмотрим несколько навыков, которые важно сформировать у ребенка - будущего первоклассника.
1. Важно научить ребенка представиться. Это, действительно, важный навык. Безусловно, ребенок знает как его зовут, какая у него фамилия и сколько ему лет. НО!!! Темперамент ребенка не всегда позволяет ему активно включиться в процесс общения и раскрыть себя. Говоря современным языком, включить самопрезентацию. И нужно заметить, что ребенок не всегда склонен инициировать беседы. Возможно, у ребенка есть качество, кстати, не плохое - застенчивость. В этом ничего нет страшного. Научиться самому представиться поможет игра в театр. Поиграйте с ним, одно из заданий - пусть он представиться в 5-ти разных настроениях-ролях: очень серьезный, очень рад всех видеть, как будто он не выспался и т.п.
2. Важно научить ребенка принимать отказ или отсрочивать желания. Например, мы сейчас не будем рисовать - уже поздно; когда закончить работу (какое-либо поручение), тогда поиграешь за компьютером и т.д. Чтобы сформировать данный навык, попробуйте каждый раз, когда Ваш ребенок слышит отказ, придумать 2-3 запасных варианта.
3. Навык просьбы о помощи. Это сложный и комплексный навык. Даже взрослым он порой не под силу. Что можно сделать, чтобы его сформировать? 1. Разъяснить , что помощь просить не стыдно; 2. Объяснить, что просить о помощи нужно вежливо и понятно; 3. Быть благодарным тому, кто помог; 4. Просить помощи вовремя, а не тогда, когда "поезд ушел".
4. Навык благодарности - уметь говорить "спасибо". Возможно, кому-то покажется, что это какое-то механическое действие. Сказал "спасибо" и пошел дальше. НО!!! Для того, чтобы быть признательным и благодарным кому-то нужен определенный уровень развития эмоционального интеллекта.
Совет родителям: понаблюдайте за ребенком: кому он говорить "спасибо". Поучите, какими словами можно выразить благодарность, например, благодарю, спасибо огромное, я вам очень признателен, я вам очень благодарен, дружеское спасибище огромное. Важно отметить, как при словах благодарности ребенок демонстрирует контакт глаз, улыбку, кивок головы - это тоже невербальные формы признательности.
5. Навык просить прощения. Как ни странно, это также настройка эмоционального интеллекта: с какой интонацией ребенок просит прощения за что-либо, как при этом сохраняет свое достоинство. Поиграйте с ним снова в театр, например, извинись смешно и неуместно, извинись небрежно. Проанализируйте с ребенком извинения в таких стилях просьбы о прощении. А теперь спокойно и искренне, если например, чихнул случайно и неаккуратно. Как ты поступишь? Проанализируйте вымышленную ситуацию.
6. Навык принятия критики. Понятно, что в школе будут не только отличные отметки и похвалы. Будут замечания и неудачи, и ребенок должен понимать, что критика на самом деле неплохая штука, конечно, если она сделана взрослым уместно и без унижения ребенка. Такая критика показывает как ребенку двигаться дальше, куда направить свои собственные силы, чтобы получилось еще лучше. Совет родителям: пусть ребенок покритикует (проанализирует, что не так) приготовленный суп, пирог, прочитанную книжку, поступок главного героя, и аргументированно объяснит что было не так.
7. Навык выражения несогласия. Нужно, чтобы в арсенале слов ребенка были уместные выражения: "я не могу согласиться", "У меня другое мнение", "мне показалось, что...". Научить понимать ребенка разницу между мнением и фактом. И главное, чтобы ребенок понимал, что за вежливым и неуважительным несогласием стоят его личная воля и образ мыслей.
8. Навык управления эмоциями. Данный навык как бы "на вырост". Понятно, что в 6 - 7 лет мало кто может полноценно рефлексировать и контролировать свои чувства. Однако в этом возрасте ребенок уже может научиться контролировать свою агрессию и не вплескивать ее вовне.
Комментарии (0)