«КУПИ! КУПИ! КУПИ!», или Сколько игрушек должно быть у ребенка?
В прекрасном старом мультике «Цветик-семицветик» мы видим пример сознательной девочки, которая, получив во владение все игрушки мира, отказывается от этого безумного желания. Да, в определенном возрасте ребенок уже может заставить себя не добиваться покупки криком и не забирать понравившуюся игрушку из гостей… И все-таки порой детские «хотелки» бывают такими сильными, что взрослые потом полжизни разыскивают на барахолках «тот самый самолетик» и лечат у специалистов застарелые психотравмы (вспомним хотя бы драматизм фильма «Амели»). Так стоит ли скупать весь «Детский мир» или в каких-то ситуациях вы можете ответить вашему крохе отказом?
Сразу скажу, что психологи единогласны: игра – ведущая деятельность дошкольника. Это значит то, что мы называем «игрушками» - для ребенка жизненно важно: пластмассовая машинка в сознании вашего сына - аналог стоящего под окнами семейного автомобиля, а игрушечную коляску для своей ляли ваша дочь будет выбирать так же придирчиво, как вы выбирали настоящую для нее. Поэтому ребенок так требовательно пытается окружить себя всем тем, что видит вокруг, только в миниатюре: дети строят «дома», отправляются в «путешествие», «лечат», «учат», «кормят» и т.п. И в ваших интересах дать ребенку «проиграть» наш мир как можно более полно и активно. В игре ребенок примеряет на себя разные социальные роли - это репетиция взрослой жизни! Психологи нередко видят, как понравившееся занятие может стать профессией или подсвечивает нам ту область, в которой ребенок может быть успешен в будущем.
Так какие же игрушки помогут лучшему развитию ребенка? Постарайтесь, чтоб в арсенале ваших детей были фигурки людей и животных, предметы игрового обихода (для имитации различных ситуаций, игр-путешествий), некоторые театральные и празднично-карнавальные атрибуты и, конечно, различные конструкторы и настольно-печатные игры (в том числе электронные).
Позаботьтесь о классификации и упорядочивании игр. Важно, чтоб ребенок умел сортировать, складывать в коробки, знал, какая игрушка на каком месте лежит. Да, первоначально это требует усилий, но этот навык сформированный после трех лет, значительно облегчает дальнейшую, в том числе школьную жизнь.
Предвижу вопрос: так значит надо покупать все дорогие игрушки? Нет, очень важно научить ребенка использовать и предметы-заместители, особенно это поможет на прогулке или во время настоящего путешествия, куда затруднительно везти весь дом. Многие современные дети с удивлением узнают, что из маленькой палочки и цветка одуванчика легко получается симпатичная девочка в желтой юбочке, листики на палочке превращаются во вкусный «шашлычок», а камушки могут быть не только стенами домика, но и денежками, и даже жителями неведомой страны, если им пририсовать веселые глазки.
Несомненно одно: ребенок должен играть! И игрушек – дорогих или не очень, покупных или самодельных – должны быть много!
(Автор иллюстрации Глеб Клинов htpps://t.me/oldflax )
Комментарии (0)