О ТРАВМЕ НАРУШЕННОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
Последнее время много читаю про кумулятивную травму нарушенной привязанности, влекущую за собой посттравматическое стрессовое расстройство.
Дж. Герман дала этому феномену очень емкое название - «преступление против человеческих связей», дословно понимаемым, как равнодушие, игнорирование, пренебрежение, использование человека со стороны фигуры привязанности в момент его крайней уязвимости.
В головах сразу же могут возникнуть неблагополучны семьи, физическое насилие и т.п., однако практика показывает, что "преступление против человеческих связей" трудно распознать со стороны, и оно возможно в благополучных и на первый взгляд любящих семьях.
Ван дер Колк в "Тело помнит все" описал наблюдение за молодой матерью и ее младенцем. Сперва мать нежно играла с ребенком. Но в како-то момент ребенок насытился контактом и отвернулся. Его мама не распознала этот сигнал и попыталась вернуть его внимание. Ребенок стал дистанцироваться, плакать, а его мать осталась с чувством отверженности.
Или другой пример: молодая мама принимала гостей. Ее годовалый ребенок хотел сидеть за взрослым столом но побаивался, нуждаясь в поддержки матери. Та, не поняв причину хныканья, стала всеми возможными способами отвлекать ребенка, что привело к суете. Ребенок расплакался. В результате гостины был испорчены истерикой. Мама осталась с чувством досады.
Такие случаи могут привести к перманентному упреку "ты же меня отвергаешь", "ты же мне портишь жизнь" и т.п.
Наиболее частой причиной нечувствительности к детям является наша тревога. Тревога, связанная с потребностью сделать все правильно, быть идеально матерью, у которой ребенок всегда веселый, контактный и послушный. И, к сожалению, современное общество только усиливает эту тревогу.
Комментарии (0)