Опубликовано 29.06 12:43

Когда появляется младший ребенок

 Когда в семье появляется младший ребенок, многие родители скажут заветную фразу: «Ты теперь большой! Теперь тебе…»

Обычно дальше следует список дел, занятий, обязанностей, который вдруг сваливаются на голову ничего не подозревающего ребенка. То он был маленький, а тут вдруг , должен резко переключиться и сразу стать большим. это возможно?

Что хотят мамы и папы? Чтобы старший (по возрасту), стал опорой и помощником, как самим взрослым, так и новорожденному. Само по себе желание – естественное и вполне понятное. На какие ошибки при этом делают родители?

Ошибка первая

Несмотря на обилие литературы и информации, взрослые «забывают» подготовить детей к появлению младших. Подготовить не с развлекательной позиции «Родится братик, и вы будете вместе играть», а с реальной «Малыш будет совсем маленький, играть с ним не получится, мне придется уделять больше времени ему»

Отсутствие такой «моральной подготовки» приводит к раздражению, непониманию и срывам матери: «Почему он (старший) не оставит меня в покое, пусть идет поиграет, я же занята с малышом, неужели непонятно?»

Итак, младший ребенок родился, он уже дома. В любом случае, те же 24 часа в сутки приходится делить на всех. И каждый член семьи хочет свою долю внимания.

Ошибка вторая 

В попытках упростить свою жизнь или облегчить, родители назначают старшего по возрасту ребенка – истинно старшим. В чем путаница?

 НА САМОМ ДЕЛЕ истинно старшим считается тот, кто может взять на себя часть обязанностей и выполнять их самостоятельно или с минимальными напоминаниями.

Приведу пример. Семья с двумя детьми, 3 и 1,5 года. Вопрос мамы звучит так: «Почему старший ребенок не понимает, что я ему говорю, с первого раза? Не дает играть своими игрушками малышу, обижается и плачет, если я отдаю его машинки поиграть. И вообще, ведет себя как маленький, а ведь ему уже 3!»

Является ли старший ребенок действительно взрослым? Может ли 3-летний ребенок внимательно слушать мамин монолог, выделять из него указания, самостоятельно выполнять их, не требуя пояснений? Может ли малыш такого возраста контролировать свои эмоции и следить за силой их проявлений?

Другой пример. Семья с двумя детьми, 6 и 3 года. Жалобы мамы на старшего ребенка: «Старший совершенно не может постоять за себя, у него из рук могут забрать все, он слова не скажет». В ходе встречи выясняется, что у старшего ребенка могут забрать игрушку/вкусняшку не только дети в садике или дворе, но и младший ребенок, и сами родители. «Но ведь нужно делиться с младшим! Он же должен понимать, кому можно отдавать, а кому - нет!»

Можно ли считать 6-летнего ребенка ответственным за привычку отдавать? Какова вероятность, что он самостоятельно примет решение, как и с кем можно делиться? Как старший ребенок может узнать, чем отличается статус младшего по возрасту от старшего?

Ошибка третья

В доме появился младший ребенок и естественно, что детей сравнивают. У кого, чей носик, лобик, кто, когда пополз-пошел-сказал первое слово. Обычно сравнивают неспециально, по внешним признакам. А внешне старший ребенок автоматически - больше, выше, умней, сильней. И родители склонны предъявлять первенцу завышенные требования, апеллируя к возрасту.

Вот такие главные ошибки, есть еще и второстепенные, у каждой семьи они свои.

 ВЫВОД, Хорошо бы родителям, которые планируют второго ребенка, прочитать эти ошибки, чтобы их не совершать. Я в консультациях предлагаю нарисовать  вместе с ребенком рисунок будущему малышу, сочинить сказку и т.д. Часто это помогает снять напряжение и у мамы, и у ребенка. Пробуйте! Или приходите на консультацию!


Комментарии (0)