Детская истерика. Что делать?
Ничто так не приводит родителей в состояние безысходности, как детская истерика. И это понятно. В других ситуациях мы как-то справляемся, понимаем, как себя вести, находим слова, советы, можем даже прикрикнуть, то тут, чаще всего, привычные инструменты не действуют. Мы оказываемся в положении человека, который пытается что-то доказать в ситуации, когда его не видят и не слышат. И все это в присутствии непрошенных зрителей.
Так что же делать в такой ситуации? Как сохранить ребенка и себя?
Для начала давайте поймем, что детская истерика ничем не отличается от взрослой. В таком состоянии человек вне зависимости от возраста не может совладать с собой, ему по-настоящему плохо, он не в силах поменять действительность привычным способом, не справляется с осознанием происходящего. О глубине детского горя судить можно только в детской системе координат. А критериев для такой оценки у нас, увы, нет. И это взрослым стоит запомнить. Да и сам человек не всегда знает, что и почему с ним происходит. Так что же делать?
Во-первых, не искать манипулятивных способов решения проблемы. Человека в истерике нормально пожалеть. Важно просто сказать человеку, что мы его видим, что заметили его огорчение, что сами этим огорчены. Да, просто сообщить все это, желательно обняв, чтобы он нас услышал.
Во-вторых, предложить помощь. Просто спросив: «Чем я могу тебе помочь?». Предложите стакан воды, предложите умыться. Если помощь отринута, отойдите. Дайте человеку побыть с самим собой. Пусть у него будет время проверить и наладить собственные приемы перехода в другое состояние.
В-третьих, стоит объяснить, что вы не умеете, не готовы общаться сейчас и таким образом. И это может звучать следующим образом: «Мне очень жаль, я очень тебя люблю, я с радостью помогу тебе, чем могу, но общаться в такой форме не стану, поскольку не умею (мне это неприятно, мы ничего не достигнем, я нервничаю, я не могу так разговаривать» и т.п.
Истерика на 90% не имеет отношения к ее изначальному предмету. И поверьте, ребенок способен это понять. Важно развести – и для себя самих тоже – его нынешнее состояние и предмет разговора. И ваша позиция должна быть твердой.
О предмете истерики можно говорить только, когда все ее участники спокойны, когда им комфортно. То есть через несколько часов или даже дней после событий. В противном случае мы только распаляем и унижаем собеседника и самих себя.
При соблюдении этих простых правил постепенно от истерик не останется и следа. И последнее: тот факт, что у ребенка не хватает собственного опыта для изменения своего состояния, не делает его плохо воспитанным, распущенным, избалованным, а лишь более уязвимым. А значит наша родительская роль заключается в том, чтобы предложить ему защиту и помощь.
По материалам «Любить нельзя воспитывать» Д. Зицер.
Комментарии (0)