Опубликовано 30.05 13:34

Важно ли хорошо учиться?

Мир нестабилен, экономику шатает.  «Готовься к худшему-лучшее переживешь», все мы знаем эту фразу, отчасти это верно, но это очень сомнительная инвестиция в светлое будущее.

Но чего хочется всем – это чтобы дети наши до светлого будущего дожили, ну или хотя бы внесли вклад в его построение. А для этого нужно что?

Надо ХОРОШО УЧИТЬСЯ. И тут важно провести очень четкую границу. Что значит «хорошо учиться?» - в идеале, усваивать программу без репетиторов, ремня и недосыпов на оценки «4» и «5» в основном, «3» - между делом и «2» - эпизодически, но лучше, чтобы этого не было.

Как мы этих результатов добиваемся? Основное, к сожалению – мотивация страхом, «получишь двойку – домой не приходи!», «не исправишь до выходных – готовься к худшему!». Реже родители делают задания за детей, чаще ругаются с преподавателями, обижаясь на них за отсутствие индивидуального подхода, особо находчивые прорываются в родительские комитеты, в надежде на поблажки, но кроме головной боли редко что имеют.

Все эти маневры в большей или меньшей степени создают иллюзию контроля и влияния на успеваемость ребенка, на самом же деле представляют собой самоубеждение в том, что все под контролем. Мама рулит. Ребенок, в свою очередь все меньше усилий прикладывая к учебе, и все с большим нежеланием «приобретает» знания.

Чем больше условий и чем больше давление на ребенка – тем меньше результат. Контролируя – родители снимают с ребенка ответственность за его успеваемость.

Проверять и контролировать – это не одно и то же, важно понимать. Проверка – это систематизирование, дисциплинирование, и демонстрация ребенку того, что «ты мне дорог, мне важны твои успехи», а контроль – это  прямо противоположная нелогичная череда слов и действий: «мне это не нужно – это тебе надо!»

Это когда мама пытается учиться вместо ребенка (скажем,  распечатывая доклад из гугла во втором классе – для чего? Почему, интересно, ребенок не идет в читальный зал и не пишет из энциклопедии в тетрадку то, что считает интересным?  Пусть потом мама поможет оформить, но принцип в учебе должен быть один: «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ», хотя, слишком много времени требует такой подход.

Или наказания за плохие отметки, травмирующие для ребенка лишения по типу: «Не поедешь на выходные к папе, в гости, на концерт, в лагерь» (я привожу такой пример, потому что это огромная детская боль и ГАРАНТИЯ детской ненависти к урокам и школе, прогулам и протестам против подобной «мотивации» к учебе). 

 Плохая успеваемость - это ОТСУТСТВИЕ последовательности, неразумный контроль и невротические реакции родителей  вокруг «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился»

Тут мы подходим к важному выводу: Контроль – изнаночная сторона тревоги.

Первое и самое важное после запроса «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился» - это вопрос ЗАЧЕМ?

1.Для того, чтобы реализовать мои собственные амбиции, потому что мой ребенок – это часть меня и хорошая успеваемость моего ребенка равноценно тому, что я успешно состоялась как мать?

2.Потому что когда он хорошо учиться, я меньше тревожусь за будущее и думаю, что он сможет реализоваться по жизни?

3.Потому что я сама не знаю, какой мой ребенок и чего он достоин, а оценка учителя помогает мне определить успешность положения ребенка?

Если Вы испытываете сложности и не можете разграничить себя и ребенка, его нужды и свои желания, то самое время разобраться в себе.

В любом случае, ответив для себя на каждый из трех, поставленных мною, вопросов, Вам станет проще понять самих себя, а значит точнее выразить – чего же Вы на самом деле хотите, когда заставляете ребенка хорошо учиться

Надеюсь, что теперь стало понятно, что  вы хотите не оценок, а чего- то другого . и когда это другое будет  вынесено на поверхность, перепрожито и осознанно, тогда и ваша жизнь заиграет новыми красками.


Комментарии (0)