Что рассказать детям дошкольного возраста про День Победы
А.УсачевЧТО ТАКОЕ ДЕНЬ ПОБЕДЫ?Что такое День Победы?Это утренний парад:Едут танки и ракеты,Марширует строй солдат.Что такое День Победы?Это праздничный салют:Фейерверк взлетает в небо,Рассыпаясь там и тут.Что такое День Победы?Это песни за столом,Это речи и беседы,Это дедушкин альбом.Это фрукты и конфеты,Это запахи весны...Что такое День Победы?Это значит — нет войны.
9 Мая все жители нашей огромной страны отмечают День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагаются цветы к Могиле Неизвестного Солдата, даётся праздничный салют. Но почему ветераны, участники той Великой войны , такие грустные, почему слёзы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война, какой ценой досталась победа нашему народу? Какие образы и примеры использовать, чтобы было понятно? Как повести разговор, чтобы и интерес пробудить, и не напугать детей?
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Для этого необходимо знать историю страны, народа, семьи, только так ребенок вырастет всесторонне развитым человеком. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное и очень туманное. И чтобы рассказать ребенку про День Победы прежде всего необходимо самому найти ответы на все вышеперечисленные вопросы, исходя из своей идеологии, системы ценностей и верований. Самое главное - быть честным. Признайтесь ребенку, что война - это тяжёлая тема для разговора, что вы, как и все люди, боитесь войны. Дети чувствуют искренность взрослых, и честные слова окажут гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».
Рассказывать о войне нужно, ориентируясь на возраст ребёнка простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация. Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.
- К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. Поэтому в этом возрасте достаточно рассказать о том, что на нашу страну напали, но наша страна победила в этой войне и теперь 9 мая все люди празднуют День Победы и говорят спасибо нашим защитникам за мир. Ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.
- 4-х летним детям не стоит говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о том, что очень злые люди - фашисты захватили нашу страну, хотели отобрать поля, леса, реки, города, дома, а всех жителей выгнать, но жители всей страны объединились против захватчиков и вели бои везде, где появлялись враги. Расскажите о военной технике. Завершите свой рассказ тем, что герои отстояли города, защитили свои семьи и победили.
- Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне, можно прочитать рассказ или стихотворение, показать репродукции и фотографии с мест боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. У каждой страны есть свои правители, и не всегда они бывают порядочными и справедливыми. Когда у власти оказываются плохие люди, они могут совершать очень плохие дела — например, воевать. Стоит объяснить также, что для обычных людей Германии Вторая мировая война стала такой же бедой, как и для людей нашей страны. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями, батальонами. Помимо военных защищали нашу страну самые простые ,обычные люди, многие из них прятались в лесах, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику, их называли партизанами.
- Детям 6-7 лет можно рассказать о том как ранним утром, в воскресенье 22 июня 1941 года, Германия вероломно, без предупреждения, напала на нашу страну. Немецкие войска пересекли наши границы и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам и городам. Самолеты врага начали бомбить железные дороги, вокзалы и аэродромы. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная война, которая длилась долгие четыре года. Победа в этой войне потребовала от нашего народа колоссальных физических и духовных сил, взрослые и дети не жалели своих жизней как на полях сражения (моряки, летчики, связисты, саперы, танкисты, артиллеристы, пехота, разведчики), так и в тылу (женщины, дети, пожилые люди без отдыха и выходных помогали, чем могли – шили форму, пекли хлеб, делали на заводах оружие, танки, снаряды). Все они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу. Говоря о блокаде Ленинграда, не стоит вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Расскажите о том, что 13 городов России, Украины и Белоруссии получили почетное звание «город-герой» за то, что их жители проявили особый героизм и мужество, защищая свою родину. Это Москва, Брест, Одесса, Ленинград, Киев, Севастополь, Мурманск, Тула, Минск, Новороссийск, Керчь, Сталинград (сейчас Волгоград), Смоленск.
Вместе с ребенком возложите цветы к памятнику погибшим воинам и расскажите, что памятник поставили в честь смелых людей, которые пожертвовали своей жизнью, защищая землю, по которой мы ходим сейчас и мирное небо у нас над головой. В нашей стране практически каждую семью коснулась война тех лет и, если у вас до сих пор сохранились ордена и медали, а, может быть, и письма с фронта, то обязательно посвятите один день изучению наград вместе с ребенком и чтению писем вслух. Примите участие в акциях "Бессметный полк", "Окна Победы", "Песня Победы". Сходите с ребенком в краеведческий или исторический музей, практически в каждом городе есть экспозиции, посвященные дням Великой Отечественной войны. Предложите ребенку нарисовать в подарок ветерану праздничный рисунок или смастерить поделку.
Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы, мультфильмы и читать книги на военную тему.
Список мультипликационных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне:
- м/ф "Солдатская сказка" (1983), м/ф "Солдатская лампа" (1984), м/ф "Партизанская Снегурочка" (1981), м/ф "Приключения красных галстуков" (1971, м/ф "Василёк" (1973), х/ф «Девочка из города», (1986), х/ф «Садись рядом, Мишка», (1977), х/ф «Солдатик», (2018), х/ф «Сто первый», (1982), х/ф «Маленький сержант», (1975), х/ф "Сестрёнка" (2019), х/ф "Крик тишины" (2019), м/ф «Воспоминание» (1986), м/ф «Легенда о старом маяке» (1976), м/ф "Жить!" ( 2016)
Список детской художественной литературы о Великой Отечественной войне:
Л. Воронкова "Девочка из города", Л. Кассиль "Улица младшего сына", В. Катаев В. "Сын полка", В. А. Осеева "Васёк Трубачёв и его товарищи", К. Симонов "Сын артиллериста", С. Алексеев "Рассказы о Великой Отечественной войне", А. Гайдар "Клятва Тимура", Л. Кассиль " Дорогие мои мальчишки", А. Маркуша "Я — солдат, и ты — солдат", К. Паустовский "Похождения жука-носорога", Ю. Яковлев "Как Серёжа на войну ходил", С. Михалков «День Победы», Е. Благинина «Шинель», А. Барто «Звенигород», С. М. Георгиевская «Галина мама», Ю. П. Герман «Вот как это было», В. Ю. Драгунский "Арбузный переулок", А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юн бат Иванов», В. А. Осеева «Андрейка», К. Г. Паустовский «Стальное колечко", И. Токмакова «Сосны шумят», Шишов А. «Лесная девочка», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Георгиевская "Галина мама", Г. Черкашин "Кукла", В. Орлов. "Брат мой в армию идет", Т. Белозеров «День Победы», С. Маршак «Разговор с внуком», А. Гайдар «Поход», Л. Кассиль. "Памятник советскому солдату", С. Алексеев «Шуба», А. Твардовский "Рассказ танкиста", Е. Трутневой «Фронтовая сестричка», Н. Артюхова « Светлана», С. Баруздин « Шел по улице солдат», А. Гайдар «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» , В. Голявкин «Рисунок на асфальте», Митяева А. «Дедушкин орден», Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», А. Митяев «Землянка», Лавренев Б. «Большое сердце», С. Алексеев «Брестская крепость», В. Степанов "Рассказ ветерана"
"Три танкиста» Муз. Д. и Д. Покрасс, сл. Б. Ласкин, «Синий платочек» Муз. Е. Петербургский, сл. Я. Глалицкий, «Катюша» Муз. М. Блайтер, сл. М. Исаковский, «Землянка» Муз. К. Листов, сл. А. Сурков,
«Случайный вальс» Муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский, «День Победы» Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонов
Комментарии (7)