Как играть, если ты – «взрослый»
Все мы прекрасно знаем, что игра является основной формой деятельности, свойственной детям. Важность и даже необходимость игры для развития ребенка в дошкольном возрасте не вызывает сомнения. И это знание снимает необходимость прослеживать дельнейшую судьбу игровой деятельности. А ведь играют и подростки, и молодые люди, и вполне сложившиеся взрослые. Причем не только в спортивные или азартные игры. Большой популярностью пользуются деловые игры, воспроизводящие различные ситуации реальной практической деятельности. Активно используется игра и в образовательных целях, когда необходимо формировать умения и навыки: общения на иностранном языке, решения творческих и производственных задач в системе управления, экономике, права.
Таким образом, игровая деятельность не заканчивается с детством и продолжает выполнять свою важную функцию на протяжении буквально всей жизни человека. Меняются только формы игры и соотношения с другими видами деятельности. Именно взрослые умеют играть упоительно, восторженно, с наслаждением, они меняются ролями, выбирают оптимальные пути решения и способы общения.
Однако, есть существенные отличия в игре взрослых и детей, меняется методическая структура и содержание игровой деятельности, мотивы и формы осознания деятельности играющими.
Можно долго обсуждать, в чем причина обращения взрослых людей к игре, потребность ли это в снятии напряжения, являющимся приметой времени, желание уменьшить эмоциональную нагрузку или установить контакты, главное, что игра присутствует и нам нужно научиться использовать ее ресурс в полной мере.
Много лет подряд книга Э. Берна «Игры, в которые играют люди» сохраняет свое место в списке популярных и востребованных книг. Связано это с тем, что автор раскрывает шаблоны поведения людей, проявляющихся в повторяющихся и разных ситуациях. И эти реальные ситуации отражают три категории поведения: родителя (нормы поведения, принятые в данном обществе), поведение взрослого, основанное на объективной оценке реальности, и поведение ребенка, которому свойственна импульсивность, радость, творческий прорыв.
По мнению Берна, есть игры «хорошие», которые способствуют достижению целей и улучшающие качество общения, и есть игры вредные, «неправильные». Для того чтобы выбрать «правильные» игры, необходимо научиться анализировать свои внутренние качества и формы поведения.
Особенно важным это становиться в семейной жизни, при воспитании детей. Ведь в данном случае игра становиться лучшим инструментом выстраивания отношений, поддержания дружеской атмосферы и решения конфликтных ситуаций.
Родители часто хотят, чтобы дети были «послушными», наряду со здоровьем и умом, это самое частое пожелание. «Удобный» ребенок удобен в жизни. Но так у него отбирается право на свое мнение, на свое собственное решение в любом вопросе, формируется пассивность и даже неуспешность, которая выявится, как только ребенок выйдет в конкурентную среду.
Итак, взрослому родителю необходимо использовать игру, чтобы лучше понять своего ребенка, постараться увидеть в нем качества, которые не замечались ранее и таким образом изменить свою воспитательную позицию. Можно использовать традиционные настольные игры, как часть процесса общения, а можно разыгрывать конкретные ситуации: «опять двойка», «не ждали», «трудный разговор», «забыл», «приду поздно» и многие другие.
Исследования показывают, что родители слишком часто полагаются на воспитательные беседы, забывая, что дети воспитываются их примером, по их сценариям и они более чувствительны к невербальным методам воздействия. Интонации, жесты, мимика имеют огромное значение. Игра – незаменимый тренинг неречевого общения. Она может научить вас и ребенка ориентироваться в настроении, угадывать эмоциональное состояние, а в целом разовьет эмпатию – способность чувствовать и сопереживать состояние другого человека.
Родительство – это наука, которую мы постигаем на практике. И, обучаясь искусству воспитания, мы должны помнить о своем незаменимом помощнике – игре. Ведь играть нужно всем: и детям, и взрослым.
Комментарии (0)