Опубликовано 18.03 18:03

О привязанности

Каждый младенец появляется на свет с предварительной программой формирования привязанностей – связей – с другими людьми.

Привязанность зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим. У новорождённых привязанность, как мотивационно-поведенческая система, направляет ребёнка к поиску близости со значимым взрослым. Первый опыт чего бы то ни было формирует самое глубокое впечатление.

У взрослых не так много способов испытать что-то в первый раз. Встретив нового человека, мы составляем о нем впечатление, но оно не сильно изменит наши базовые принципы отношения к людям, сложившиеся много лет назад.

Ребенку легче жить, если его первые впечатления от этого мира связаны с ощущением безопасности и любви, если он чувствует себя его частью. Какие бы бедствия не выпали на его долю, его труднее сбить с пути, и оправиться от неудач он быстрее, если всегда чувствовал себя любимым, нужным и родным.

В соответствии с теорией привязанности (психологическая модель, которая описывает динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений), в зависимости от того, есть ли у человека легкие, близкие и в целом любящие отношения, или, напротив, отношения сложные (он липнет и требует внимания, а может, ему тяжело к кому-н будь привязаться, или он обманывает себя, убеждая, что одному ему лучше) – это определяется обращением с ним в детстве. Четыре основных стиля формирования связей таковы: надежный стиль привязанности, тревожный или амбивалентный стиль, избегающий стиль и отвергающий стиль.

Надежный стиль привязанности формируется, если потребности ребенка в близости и поддержке в основном удовлетворяются в полной мере, он растет с ощущением, что все люди в массе своей, хорошие и добрые. Он может доверять людям, ладить с ними, смотреть на мир с оптимизмом и легко заводить новые знакомства.

Тревожный стиль привязанности возникает, когда в детстве нужды ребенка удовлетворялись непоследовательно, ему приходилось плакать и с трудом добиваться внимания, а иногда и вовсе его не получать. При таком отношении у ребенка складывается впечатление о мире, как о месте, в котором его игнорируют, считают недостаточно важным, и нужно наделать много шума, чтобы его заметили. Вряд ли он будет принимать как должное присутствие рядом другого человека, считать себя достойной личностью, а окружающих – заслуживающими доверия.

Если ребенка часто оставляли плакать в одиночестве, не отвечали на его зов, он привыкает сдаваться. Его установка звучит так: «Я все равно не добьюсь их внимания, что толку пытаться?». Ребенок теряет веру в других людей. Не ждет от них понимания и считает себя одиночкой. Во взрослом возрасте такой человек не позволит никому к себе приблизиться.

Отвергающий стиль возникает, когда ребенок чувствует, что другие не хотят понять его потребности, они требуют, чтобы он удовлетворял их собственные. Они оскорбляют, отказывают ему в еде и питье, бьют его. Таким образом формируется представление о других как об источнике угрозы, они не вызывают сочувствие, а нравственные представления формируются весьма размытыми.

Для своего ребенка вы, конечно, хотите надежного стиля. И завершая рассмотрение темы, попробуйте ответить на вопросы. Какой у вас стиль привязанности сформировался с теми, кто заботился о вас в детстве? Вы можете проследить, какие паттерны привязанности передавались через поколения в вашей семье? Если это не надежный стиль привязанности, вам придется приложить усилия, быть внимательнее, осторожнее и рассудительнее в том, как вы взаимодействуете с ребенком. Что вы можете сделать для изменения ситуации?


Комментарии (0)