Опубликовано 27.02 18:10

2 основных состояния ребенка

У ребенка есть два основных состояния: «Хочу к маме» и «Мама рядом, тогда все вокруг мне  интересно».

Когда ребенок находится рядом с родителями, например на прогулке в парке, он занят исследованием мира. Но если вдруг родителей рядом не оказывается – он прекращает исследование и начинает беспокоится, стрессовать до тех пор, пока родители не найдутся и контакт с ними не восстановится. То же относится и ко всему детству в целом.

Как только ребенок «насыщается» отношениями со своими взрослыми, он отправляется в самостоятельную жизнь.

Цель родителя – стать ненужным ребенку,

чтобы ребенок научился справляться с трудностями без взрослого и, со временем, мог сам строить отношения со своими детьми.

Когда человек испытывает стресс, происходит мобилизация всех ресурсов организма. Чтобы увеличить шансы на успех, все системы начинают работать на повышенных оборотах. Но длительное пребывание в таком состоянии невозможно, поэтому после каждой мобилизации, чтобы гормоны стресса ушли из крови, необходима демобилизация, расслабление.

Если успех достигнут, демобилизация происходит за счет радостных переживаний, вызывающих расслабление. Если же получить задуманное не удалось, ребенок переживает фрустрацию, и в таком случае демобилизация возможно только через преображение эмоций( контейнирование): например, агрессия трансформируется в печаль через плач.

Мы падаем в объятия близкого человека, через слезы и печаль и принимаем ситуацию. Тело расслабляется, появляется чувство усталости, успокоения. Без контейнирования ребенок лишен возможности демобилизоваться, он застревает в состоянии стресса, становится напряженным, недоверчивым, у него повышается уровень тревожности, агрессивности. Чтобы выдерживать постоянное давление негативных эмоций, он может либо пойти по пути снижения эмоциональной чувствительности, либо вообще не мобилизовываться.

Но наращивая защитный «панцирь», чтобы не чувствовать боль и обиду, он лишается и позитивных переживаний, а успокоения это все равно не приносит, потому что только контейнирование, только близкие отношения дают возможность справиться с фрустрацией без потерь. А отказ от мобилизации делает человека апатичным, безвольным, безответственным.

Ребенок, выбравший этот путь, даже не пытается достичь цели, самое незначительное затруднение на пути повергает его в отчаяние. Если же ребенок получает поддержку взрослого, он может переживать сильные стрессы, не разрушаясь, не приобретая патологических черт характера, накапливает позитивный опыт переживания неудач и учится извлекать уроки из собственных ошибок.

Поэтому так важно родителям быть рядом. когда ребенок исследует мир, когда пугается или стрессует


Комментарии (0)