Ян Амос Коменский. О нравственности
Один из знаменитейших славянских ученых, писатель, выдающийся чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592-1670) вошел в историю как основоположник педагогики, ставшей благодаря его стараниям самостоятельной дисциплиной. Он считал, что школа выполняет не одну, а две главнейшие задачи в жизни человека. В его понимании школа была призвана не только давать человеку знания, образовывая его, но и формировать его личность через воспитание в нем нравственности. Биография ученого тесно связана с системой образования, он известен инновационными методами обучения, в частности, языкам. Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам[1].
Для своих коллег и последователей, чтобы помочь им решить задачу воспитания детей, учёный сформировал знаменитые «16 правил искусства развивать нравственность»[2]:
v Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
v Прежде всего, основные или, как их называют, «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
v Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
v Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
v Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
v Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
v Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
v Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
v Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
v Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому.
v Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
v Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.
v Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
v Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
v Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
v И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.
[1] https://obrazovaka.ru/yan-amos-komenskiy-biografiya-kratko.html
[2] https://pravoslavie.fm/interested/16-pravil-iskusstva-razvivat-nravstve/
Комментарии (0)