Опубликовано 08.11.2023 21:43

Ян Амос Коменский. О нравственности

Один из знаменитейших славянских ученых, писатель, выдающийся чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592-1670) вошел в историю как основоположник педагогики, ставшей благодаря его стараниям самостоятельной дисциплиной. Он считал, что школа выполняет не одну, а две главнейшие задачи в жизни человека. В его понимании школа была призвана не только давать человеку знания, образовывая его, но и формировать его личность через воспитание в нем нравственности. Биография ученого тесно связана с системой образования, он известен инновационными методами обучения, в частности, языкам. Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам[1].

Для своих коллег и последователей, чтобы помочь им решить задачу воспитания детей, учёный сформировал знаменитые «16 правил искусства развивать нравственность»[2]:

v Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

v Прежде всего, основные или, как их называют, «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

v Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.

v Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.

v Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

v Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.

v Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

v Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.

v Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.

v Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому.

v Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

v Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.

v Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.

v Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

v Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

v И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

[1] https://obrazovaka.ru/yan-amos-komenskiy-biografiya-kratko.html

[2] https://pravoslavie.fm/interested/16-pravil-iskusstva-razvivat-nravstve/


Комментарии (0)