Опубликовано 08.11.2023 21:07

ЧТО ТАКОЕ ИГРА? Известные педагоги и психологи о значении игры в воспитании ребенка

По мнению Б.Г. Ананьева, игра занимает ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин в своих исследованиях доказали, что ребенок овладевает более широким непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей играсфера их социального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Л.С. Рубинштейн утверждает, что «игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая… Игра – это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует деятельность и изменяет мир… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

В игре воспитываются многие жизненно важные качества – внимательность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели, выдержка, самообладание, воля к победе – все то, без чего немыслим успех. Игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.

Игра – «величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе» (Г.Н. Волков). Свободная игра выступает как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

По мнению В.С. Безруковой, «по сути своей игра есть имитация реальной действительности в условно созданной ситуации». Игру разрабатывают, т.е. проектируют на базе реальной жизни, моделируя жизненные реалии.

Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково основное назначение ролевой игры для развития ребенка (Д.Б. Эльконин).

Детям необходимы различные игровые пространства, как среда освоения жизнедеятельности, как среда самореализации. Игровые пространства стимулируют ребенка к активному освоению предметов и явлений реального мира, желанию с ними поиграть, включить в процедуру игры, в ее контекст.

Игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, в которой он идет от развлечения к развитию.


Комментарии (0)