Опубликовано 08.11.2023 21:04

Надо ли наказывать детей?

Бенджамин Спок – прогрессивный американский ученый, детский врач и педагог, известен всему миру двумя своими книгами – «Ребенок и уход за ним» и «Разговор с матерью», сторонник демократической педагогики. Крылатым стало выражение «воспитание по Споку», то есть воспитание гуманистическое, творческое, опирающееся на две силы – на научное знание и народную мудрость.[1]

Наказание — это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недейственными.

В процессе воспитания ребенка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребенок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, на мой взгляд, весьма несущественные детали. Главное – это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Тепло родительской любви — это то чувство, которое воспитывает у человека способность любить и быть любимым. Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.

Каждому человеку приятно чувствовать, что его любят в семье, среди друзей, на работе. Однако этот процесс взаимный. Поэтому ребенок, который растет в теплой, справедливой семейной обстановке, становится обычно человеком весьма приятным для окружающих его людей. Эти основные факторы воспитания ребенка многим родителям кажутся настолько очевидными, что они забывают обращать на них внимание.

Ребенок, особенно в возрасте от трех до шести лет, выражает свою преданность родителям обычно тем, что старается во всем быть похожим на них. Следовательно, дети, имея перед собой пример родителей и чувствуя их любовь, сами влияют на формирование своего характера, на свою дисциплинированность и отношение к людям.

Иногда ребенок просто не хочет нормально вести себя. Его может возмущать что-то, например, как разговаривают между собой его родители, брат или сестра. В такие моменты на него может найти бурное настроение. И тогда нужна разумная твердость родителей.

Родителям следует считать себя ответственными за воспитание дисциплинированности у своего ребенка. Если он чувствует искренность в требованиях родителей, то скорее понимает разумность их просьбы.

Совершенно спокойно, без проблем воспитывать ребенка невозможно. Время от времени дети выводят родителей из равновесия. Я уверен, что мнение родителей о проблеме наказания зависит от воспоминаний собственного детства, от того, наказывали ли их самих или нет в отчем доме. Если отношения между родителями и ребенком хорошие, то наказание совсем не обязательно. Эффект будет куда сильнее от умного, ненавязчивого разговора. Если же все-таки мама или папа прибегли к наказанию, которое ребенок предвидел, то, возможно, он начнет негодовать, но не будет обижен, так как почувствует справедливость родителей.

Когда в семье напряженные отношения между детьми и родителями, то приходится часто наказывать детей. После наказания ребенок обычно чувствует себя обиженным и запуганным, а родители ощущают свою вину. В таких ситуациях родителям необходимо серьезно подумать о жизни своей семьи и срочно принять необходимые меры.

Для ребенка мучительно ждать, например, пока придет с работы папа и примет какие-то меры, так как мама еще утром пообещала ребенку наказание от папы. А папа, возвращающийся домой в надежде расслабиться, оказывается в роли сурового блюстителя порядка. Ему это тоже не очень-то приятно. Я думаю, что отсроченных реакций следует избегать, конечно, если ситуация не очень серьезная. Наказание, которое затягивается, заставляет страдать всю семью.

Когда родители спрашивают меня о наиболее эффективной форме наказания, то я обычно затрудняюсь им ответить, если это не касается конкретной ситуации.

Иногда легкий шлепок действует как на ребенка, так и на маму. Многие матери после этого даже мучаются, думая о своей жестокости. А ребенок бывает страшно возмущен из-за такого оскорбления. Лишение каких-либо привилегий больше подходит для школьников. Если они понимают свою вину, то это развивает у них чувство справедливости. Наказание, конечно, может быть одной из форм напоминаний о дисциплине, но применять его лучше бы только в экстремальных ситуациях. Но чаще всего одного наказания бывает отнюдь недостаточно.

Главная задача родителей — это спокойно и тактично объяснить ребенку, что от него требуется, внушить ему, что он делает неправильно. Очень часто эта работа оказывается для родителей непосильной. Чем больше они стараются, тем сильнее чувствуют свое бессилие. Когда у родителей нарушается процесс воспитания, то я уверен в необходимости обращения за советом к специалистам по проблемам возрастной и педагогической психологии.

[1] https://coollib.com/b/644400-bendzhamin-spok-razgovor-s-materyu/read#t18


Комментарии (0)