Опубликовано 08.11.2023 19:46

Как приобщить ребенка к народной культуре

Общение со взрослым человеком имеет огромное значение для ребенка на всех этапах его развития. Но особенно важное место оно занимает в детстве, в первые семь лет жизни, когда закладываются базовые основы развития личности растущего человека. Именно общение со взрослым способствует формированию у ребенка культурных ценностей. И от того, как ведут себя окружающие взрослые, зависит формирование мировоззрения ребенка, становление личности будущего гражданина и члена общества[1].

В психолого-педагогической литературе влияние культуры рассматривается как первый этап развития личности, качества которой отвечают общечеловеческим ценностям. Культура поведения не сводится только к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет воспитанность ребенка.

Культура поведения и воспитанность формируются прежде всего в процессе общения ребенка со взрослыми. Ещё В. А. Сухомлинский отмечал, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове есть мысль и смысл, вот почему важно, чтобы дошкольник учился мыслить и обозначать мысль посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Обучать ребенка народным традициям необходимо начинать с развития эмоциональной сферы. Чем больше знает ребенок, какие чувства бывают, тем точнее он сможет понять состояние другого человека, тем эффективнее будет его общение с окружающими и интереснее покажутся разные народные традиции. Но прежде нам необходимо воспитать в ребенке культуру поведения.

Воспитание культуры поведения у дошкольников в современных условиях должно предусматривать следующие направления: воспитание культуры чувств, культуры внешности, еды, общения, культуры поступков. И только тогда, когда мы воспитали в ребенке культуру поведения, можно говорить о готовности приобщения детей к национальной культуре, народным традициям.

Большое внимание приобщению детей к народной культуре уделял в своих педагогических сочинениях Константин Дмитриевич Ушинский. Народность воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, раскрывает преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования: подлинная народность выражается прежде всего в родном языке. К. Д. Ушинский утверждает, что в языке дух народа, в нем самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно.

Принцип народности связан с задачами формирования личности, с воспитанием у детей любви к Родине и своему отечеству. Язык учит гуманности, правдивости, трудолюбию, ответственности, чувству долга, развитию воли, эстетическому отношению к жизни.

К. Д. Ушинский писал: «Общественное воспитание укрепляет и развивает в человеке народность, могущественно содействует развитию народного самосознания». Оно оказывает «сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю»[2].

Исследования известных психологов доказывают, что именно в период дошкольного детства открываются благоприятные условия и возможности для формирования основ культуры общения, культуры поведения и приобщения детей к национальным традициям. Отсюда вывод, что общение со взрослыми позволяет ребенку приобщиться к культурным ценностям и народным традициям в России. А необходимым условием развития культурных ценностей является воспитание детей в условиях развивающего, авторитетного взаимодействия.

Общение между взрослым и ребенком, основанное на принципах любви, взаимопонимания, толерантности, станет условием для полноценного развития малыша. Взрослому нужно научиться тактично общаться с ребенком, чтобы он мог получать от этого контакта удовольствие[3] Можно сделать вывод о том, что развитие общения ребенка со взрослым способствует формированию новых знаний. ФГОС ДО определяет общительность ребенка как интегративное качество личности, развитие которого представляет собой особую образовательную задачу, реализуемую на основе соответствующих принципов: помощь и сотрудничество детей и взрослых; признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержание инициативы у детей в различных мероприятиях.

Таким образом, взаимодействие ребенка со взрослыми является главным ведущим условием развития культуры общения, приобщения детей к культурным ценностям.

[1] Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России: материалы из опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций Ленинградской области / под общ. ред. Н. В. Тимофеевой. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2022. 134 с.

[2] Ушинский, К. Д. О народности в общественном сознании // Избр. пед. соч. / под ред. Е.П. Мысенского. – М., 1945. – С. 45–47.

[3] Коваль, А. В. Роль общения в развитии ребенка // Наука, образование и культура. – 2021. – № 27. – С. 54–59.


Комментарии (0)