Как правильно читать с ребенком народные сказки
Народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, отражают высокие нравственные чувства. К.И. Чуковский отмечал, что цель сказочника, - «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою»[1].
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию, способствуют развитию образного мышления. Дети в своих сказках, рассказах проявляют себя справедливыми героями, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Ребёнок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность - «сказка ложь, да в ней намек».
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», который может быть активизирован в случае необходимости. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знаниями, зашифрованными в ней, удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие духовные и моральные ценности.
В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребенку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу – радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога[2].
Чтобы овладеть вниманием ребенка речь родителя должна быть эмоциональной и убедительной. Основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы, темп чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. При чтении дикция должна быть четкой, интонация выразительной – нужно правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, уметь ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос. Необходимо пробудить у детей желание слушать сказки, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям, обязательно подробно рассматривать иллюстрации к сказке и обсуждать с ребенком, следить за реакцией ребенка.
После прочтения сказки следует спросить у ребенка, понравились ли ему герои сказки, их поступки. Желательно задать несколько вопросов, провести с детьми беседу, которая поможет ребенку лучше понять содержание сказки, правильно оценить поступки героев, еще раз «прожить» наиболее интересные эпизоды и др. Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Приемы в беседах по сказкам, помогающие лучше разобраться в содержании произведения:
- Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, можно напомнить соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
- Рассматривание иллюстраций и накапливание у ребенка представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
- Словесные зарисовки. Предложить ребенку подумать и рассказать, какие картинки он хотел бы нарисовать к сказке.
Приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки:
- Повторное чтение отрывков из текста. При этом ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
- Попросить ребенка рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; о поступках героев, которые особенно запомнились.
- Напомнить один из эпизодов и просить ребенка рассказывать о нем подробнее.
- Драматизация отрывков для обогащения и активизации словарного запаса.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока ребенок находится под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.
Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный детям в простой и доступной форме. Использование нетрадиционных методов в работе со сказкой помогут поддержать интерес ребёнка к книге и чтению. Среди них: узнать сказку по песенке героя, показать героя мимикой и жестами, верно – не верно (согласиться или нет с пересказом…), хорошо – плохо (дать оценку поступкам героев), нарисовать сказку и т.д.
Памятка для родителей
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте ф.и.о. автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть
Рекомендации «Как рассказывать сказки»
- Рассказывать искренне, не торопясь.
- Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.
- Рассказывать «в тему».
- Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.
- Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть «ужасы и кошмары». Берегите его психику.
- Не воспитывайте в ребенке страх.
- Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях («оно же все к Вам вернется…»).
- Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для ребенка в присутствии кого-либо.
[1] https://sch170uz.mskobr.ru/articles/7981
[2] http://skazka.tgl.net.ru/metod-skazrka
Комментарии (0)