Социо-игровой театр теней
Букатов В.М., доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и специальной психологии Московского психолого-социального университета
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни детей. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах деятельности. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и детский сад. Основной формой взаимодействия с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В педагогической практике часто применяют социо-игровые технологии, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей друг другу, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей, которые развивают ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Основатели социо-игровой технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
1. Формировать у дошкольников навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
2. Развивать у детей навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развивать взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развивать у детей навыки элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5. Создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Комментарии (0)