Ценности традиционной культуры в воспитании ребенка
Традиционная народная культура активно воздействует на все стороны духовной сферы личности человека. Традиции — это исторически сложившиеся обычаи, обряды, общественные установления, идеи, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям и т. д. Они являются элементами социального культурного наследия, передаются от поколения к поколению и сохраняются в социальных группах в течение длительного времени. Многие исследователи отмечают важную роль традиций в современном обществе. Нельзя не согласиться с определением С. К. Бондыревой и Д. В. Колесова, которые считают, что традиции являются фактором стабильности общества и сущностью порядка.
Фольклор — одна из областей народной культуры, разнообразие его форм, жанров говорит об уникальности каждой этнической культуры. Воспитание ребенка в традиционной русской семье было основной и почти единственной формой воспитания ребенка в период детства. В этом процессе участвовали родители и другие дети, как старшие, так и младшие. Воспитание проходило в контексте всевозможных игр и забав, трудовых операций и обрядовых действий, имевших как вербальное выражение, так и невербальное сопровождение.
В традиционной культуре русских до сих пор бытуют семейные обряды и семейно-обрядовый фольклор. Это и родильно-крестильная обрядность, и свадебный обряд. В них ярко проявляется отношение общества к человеку как ценности на всех этапах его жизни. В родильно-крестильной обрядности это уважение к новорожденному ребенку, его родителям, крестным родителям. Целый пласт фольклора с разнообразными жанрами создан специально для воспитания детей – колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, загадки, заклички, сказки и т. д. В свадебном обряде особое место отводится невесте – будущей хранительнице семейного очага и матери.
Народные колыбельные песни – один из древних видов фольклора, их пели детям матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках, зная, что спокойный длительный сон – необходимое условие для здоровья и роста ребенка. Яркие эпитеты, текстовые повторы, сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром народной культуры, с историей своего народа. Сколько звучит нежных и ласковых слов, с которыми мама в русских песнях обращается к своему малышу: моя птичка, мое дитятко дорогое, сыночек дорогой, моя золотая рыбка, мой звоночек родной. Подрастая, ребенок начинает произносить первые слова и эта пора сопровождается пестушками и потешками: например, как в потешке «Сорока - ворона» или «Коза рогатая», под стихотворное сопровождение ребенок с удовольствием играет с пальчиками.
Особое место в воспитании детей принадлежит народной сказке. Сказка стала составной частью духовной культуры народа, сказочные принципы осмысления и изображения мира и человека универсальны и узнаваемы в искусстве. Народная сказка является одним из древнейших фольклорных жанров. Созданная интеллектом и фантазией многих поколений людей, она содержит такие оттенки мыслей, чувств, что не перестаешь удивляться наблюдательности, чуткости и остроумию создавшего ее народа. В сказках отразились нормы поведения человека, его отношение к природе, утвердились важнейшие человеческие ценности: жизни, семьи, детей, природы. Как правило, герой русской народной сказки проходит испытание и показывает свою коммуникативную компетентность. Материализация «вещего» слова в сказках ассоциируется с наиболее ценными предметами: цветами, жемчугом, драгоценными камнями. А противоположная его направленность, выраженная в грубых и злобных речах лжегероев, превращает слова в гадкие существа. В русских сказках это змеи, лягушки, ящерицы. Сказки, где герой испытывается словом, интересны, с одной стороны, своей архаичностью, а с другой – многочисленностью сюжетных вариантов. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — так писал великий русский писатель А.С. Пушкин неспроста.[1]
Известные русские и советские педагоги всегда высоко оценивали воспитательную роль сказок и считали этот материал бесценным в педагогической деятельности. Величайший педагог К.Д. Ушинский в своей педагогической деятельности использовал сказки, считал их исключительным материалом для воспитания. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». Большую любовь и привязанность детей к сказкам Ушинский объяснял тем, что в народном творчестве, в сказках присутствует простота и наивность, они легки и добродушны и всё это соответствует детской психологии.
Сказка является важным социально-педагогическим средством формирования личности. Совершенно верно отмечала Ю.А. Лебедева, «любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит»[2].
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
[1] http://podsnezhnik-14.ru/publ/komkova_svetlana_evgenevna/skazki_i_ikh_rol_v_vospitanii_detej_skazkoterapija/6-1-0-60
[2] https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/1032
Изображение: В. М. Максимов «Бабушкины сказки» (1867). Источник
Комментарии (0)