Опубликовано 26.10.2023 19:36

Финансовая грамотность дошкольников

    Мы часто задаемся вопросом: "Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста с финансовой грамотностью, ее сложными понятиями и явлениями или стоит подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?" Ответ прост - в дошкольном возрасте вы можете научить ребенка самой концепции денег —иными словами, что такое деньги и зачем они нужны, поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег, научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. 

   Как это сделать ? Начните с простого расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности - обменивались товарами. Со времен это стало неудобно, потому что крупные товары было трудно приносить на рынок, менять их на что-то меньшее и менее ценное было не выгодно, а многие товары быстро портились и их уже нельзя было обменять. Поэтому были придуманы универсальные товары — деньги. Сначала это были золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами и легко носить. А золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств. 

   Теперь можно объяснить что же такое деньги. Покажите ребенку все  номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр. Поиграйте с ними, разложите по номиналу, сходите в магазин и дайте ребенку возможность расплатиться за товар. После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки себе и  ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги берут в руки тысячи разных людей и они бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах. 

  Не все дети понимают откуда у родителей появляются деньги, поэтому объясните детям что деньги нужно заработать, поговорите о разных профессиях, о том что разный труд оплачивается по-разному. Объясните, что деньги тратят на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения, что небольшую часть денег нужно откладывать для непредвиденных затрат в будущем.

  Расскажите о карманных деньгах. Здесь очень важно определить с какого возраста вы будете это делать (с возраста, когда ребенок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, либо с начала самостоятельного передвижения по городу и т.п.) и приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку, выбрав для этого определенное время (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц) Не платите ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.

   Важной при финансовом воспитании ребенка объяснить ему что такое потребность (то что нужно для выживания) , а что – желание (то что нам хотелось бы иметь). Идя в торговый центр с ребенком покажите ему какие товары являются потребностью, а какие желанием. В следующий поход по магазинам предложите ребенку показать вам какие товары он считает потребностью, а какие желанием. Расскажите о том, что каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Со временем ваш ребенок станет понимать, что деньги — ресурс ограниченный, и что большая часть семейного бюджета тратится на потребности. После объясните ребенку, что у него есть выбор. Объясните, что на одну и ту же сумму он может купить одну или несколько вещей, пусть ребенок задумается и станет более тщательно отбирать какой товар ему действительно нужен,  этот процесс осмысления очень важен. 

  Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь, которую ни вы, ни ребенок не сможете купить сразу. Это отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления и про то, что нужно научиться ждать, ведь ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно о подождать. Посчитайте сколько уже денег есть у вашего ребенка, сколько стоит то, что он хочет купить, сколько ему осталось накопить и  сколько потребуется времени для получения необходимой суммы. Конечно ребенку трудно ориентироваться во времени, поэтому вы можете повесить календарь и написать на нем, как будет увеличиваться желаемая сумма со временем. В день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает. Чтобы ускорить процесс накопления, предложите ребенку дополнительный заработок и воздержитесь от желания дать недостающую сумму до оговоренного срока, так как это не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, а сам товар обесценится.

   Помните о том, что вы во всем пример для своего ребенка,  поэтому в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о деньгах, об их трате и накоплениях, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил, о которых говорите.


Комментарии (2)