Что такое ТЕРПЕНИЕ родителей?
Для взрослого, как правило, естественно обучать детей правильному обращению с предметами, а также правильному поведению в отношении других людей. Передавать определённые культурные традиции – нормальная человеческая потребность. Но в то же время важно учитывать интересы ребёнка, уметь становиться на его позицию, способствовать повышению его самооценки. Как утверждает американский психолог Дж. Брунер (2006), самооценка – это существенный компонент структуры личности. Она отражает наши представления о собственных возможностях, куда входят и представления о пределах доступного.
Низкая самооценка порождает чувство вины и состояние глубокой депрессии, может вызывать гневный протест. В дальнейшем человеку не удаётся реализовать свои способности, и собственная несостоятельность делает его ещё более уязвимым перед лицом жизненных обстоятельств. Между тем, мнение окружающих не всегда объективно, и ценность человека не обязательно зависит от количества признанных другими людьми достижений.
Завышенная же самооценка, порождая у человека убеждение, что весь мир должен быть у его ног, влечёт за собой неумение приспособиться к социуму, что нередко приводит к конфликтным ситуациям и одиночеству.
Адекватная самооценка обычно сопровождается направленностью личности на конструктивную деятельность, то есть на активную жизненную позицию.
При адекватной самооценке человека не разрушают негативные чувства (наподобие зависти), ему легко адаптироваться к нестандартным жизненным обстоятельствам.
Вот несколько способов повысить самооценку ребёнка, не перехваливая его:
- Молодец!
- Правильно!
- У тебя это хорошо получилось!
- Ты сегодня хорошо потрудился!
- Прекрасно!
- Я горжусь тобою!
- Я знала, что ты справишься!
- Неплохо!
- Отлично!
- Ты быстро научился!
- Это то, что надо!
- Я сама не смогла бы сделать лучше.
- С каждым днём у тебя получается лучше.
Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять всё перепутала!» «Ох, я и растяпа!» и т.п. Ребёнок будет чувствовать себя увереннее, если поймёт, что в признании своих ошибок нет ничего страшного.
Попытайтесь действовать в проблемных ситуациях конструктивно. Вот несколько примеров, как это можно сделать.
Постарайтесь дружелюбно сказать: «Интересно, ты можешь быстро надеть туфли?», заменив окрик: «Надень сейчас же туфли!»
«Сейчас надо отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснёшься». – Это звучит лучше, чем «Сейчас же иди спать!»
«Давай поменяемся: я тебе эту игрушку, а ты мне эту вещь», скажите так, и вы добьётесь большего, чем требованием: «Дай мне немедленно эту вещь!»
Предложите: «Давай так: один кубик кладёшь ты, другой я», но не приказывайте: «Немедленно собери кубики!»
Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», а не одёргивайте «Не смей бить собаку!»
Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты закончишь на сегодня», но никак не «Кончай возиться с конструктором!»
«Твоя очередь через минуту, а сейчас дай поиграть сестрёнке». Вместо: «Не вырывай у сестры!»
Несколько лукавое: «Давай посчитаем, сколько ложек ты можешь съесть» лучше, чем «Ешь быстрее!»
«Как тебе кажется, ты сумеешь обогнать вон того дядю?» вместо «Иди быстрее, я из-за тебя опаздываю!»
Нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме. Атмосфера тепла и заботы способствует формированию у ребёнка чувства безопасности и уверенности в своих силах. Постарайтесь быть благодушны. Понятие «благодушествовать» в словаре В. Даля определяется словами «наслаждаться физическим и нравственным спокойствием».
К сожалению, слишком часто мы даже не замечаем, в каком напряжении постоянно держим своих детей. В качестве примера приведем отрывок из записной книжки, предоставленной нам мамой одного из наших подопечных.
Комментарии (0)