Что такое артикуляционная гимнастика и как ее выполнять
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов и носоглотки.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют проводить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
2. За одно занятие используйте 2-3 упражнения.
3. Повторять каждое упражнение необходимо 5- 7 раз.
4. Проводить занятия с ребенком в игровой форме.
5. Начинать занятия с легких упражнений и переходить к более сложным.
6. Не добавляйте более одного нового упражнения при занятии с ребенком, необходимо постоянно закреплять изученный материал.
7. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном и расслабленном состоянии. Лучше в положении сидя, ребенок должен вас хорошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.
8. Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел свое отражение, и вы могли бы вместе контролировать выполнение упражнения.
9. Начинать занятия артикуляционной гимнастики лучше с упражнений для губ.
10. Следите за правильностью выполнения упражнения ребенком.
11. Все упражнения артикуляционной гимнастики должны проводиться симметрично – слева и справа, для верхней и нижней губы.
«Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полет
И никто не отстает.
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперед! (И так делаем раз шесть.)
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба.
Язычок наш – кисточка, небо – потолок.
Белит небо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не
«подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придется
Будто нету других дел.
«Заборчик»
Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофер,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
«Лопаточка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи и лопатку подержи.
«Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда делает вот так: «Раз – два»
«Пароход»
Прикусить кончик языка и
длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы
«Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к небу.
На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!
«Лошадка»
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
Комментарии (2)