Опубликовано 02.04.2023 20:25

Что такое артикуляционная гимнастика и как ее выполнять

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов и носоглотки.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики.

1.  Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют проводить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.

2.  За одно занятие используйте 2-3 упражнения.

3.  Повторять каждое упражнение необходимо 5- 7 раз.

4.  Проводить занятия с ребенком в игровой форме.

5.  Начинать занятия с легких упражнений и переходить к более сложным.

6.  Не добавляйте более одного нового упражнения при занятии с ребенком, необходимо постоянно закреплять изученный материал.

7.  При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном и расслабленном состоянии. Лучше в положении сидя, ребенок должен вас хорошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.

8.  Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел свое отражение, и вы могли бы вместе контролировать выполнение упражнения.

9.  Начинать занятия артикуляционной гимнастики лучше с упражнений для губ.

10. Следите за правильностью выполнения упражнения ребенком.

11. Все упражнения артикуляционной гимнастики должны проводиться симметрично – слева и справа, для верхней и нижней губы.

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полет

И никто не отстает.

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

Улыбайся народ,

Потом губы – вперед! (И так делаем раз шесть.)

«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба.

Язычок наш – кисточка, небо – потолок.

Белит небо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не

«подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придется

Будто нету других дел.

«Заборчик»

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофер,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

«Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи и лопатку подержи.

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда делает вот так: «Раз – два»

«Пароход»

Прикусить кончик языка и

длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы

Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы

Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы

«Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы

«Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к небу.

На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

«Горка»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!

«Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!


Комментарии (2)