Обучаем ребенка бытовым навыкам
Обучаем ребенка бытовым навыкам
Как правило, у родителей разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребёнок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет, тогда и научится. Так, при нормальном развитии не так уж существенно, например, когда ребёнок научится стелить постель. В то же время, ребёнок, хорошо усвоивший бытовые навыки, легче приспособится к обстоятельствам, оказавшись вне дома (в детском саду в поездке, в гостях).
Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет:
- самостоятельно ест, пьет из чашки, подносит ложку ко рту;
- наливает в чашку воду;
- снимает простые предметы одежды;
- моет руки с помощью;
- зачёрпывает пищу ложкой;
- полностью прожевывает пищу;
- снимает расстёгнутые пальто, куртку;
- пьёт самостоятельно и ест твердую пищу;
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет
- сам моет и вытирает руки;
- ест ложкой, вилкой аккуратно;
- надевает простые предметы одежды;
- просится на горшок днём.
Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет;
- сформированы навыки опрятности;
- застегивает пуговицы, кнопки, молнию, сам завязывает шнурки на обуви;
- одевается без посторонней помощи.
При задержках развития обучение бытовым умениям – одно из направлений коррекционного воздействия, так как способствует:
- пониманию и выполнению инструкций;
- проявлению положительной оценке окружающих;
- повышению самооценки;
- улучшению общей и мелкой моторики.
Помогая накрывать на стол, ребёнок не только принимает участие в общей семейной жизни, не только знакомится с правилами этикета, но и усваивает пространственные понятия (хлебницу ставим посередине, вилку кладём слева от тарелки зубцами вверх).
Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.
Во время уборки не просто просите помочь, но объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребёнка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле!
У детей могут быть свои представление о порядке. Скажем, ребёнок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.
Рекомендуем прочитать литературные произведения, побуждающие ребёнка принимать участие в домашних делах. Например, «Лемеле хозяйничает», «Лемл и мышь» Л. Квитко, «Куриный бульон» В. Драгунский и т.д.
Если у ребёнка не получается обучиться бытовым навыкам просто наблюдая и подражая взрослым, этому придётся уделить специальное внимание. Важно помнить, что на начальном этапе главное – не качество выполнения работы, а участие в процессе. Хвалите ребёнка за любое проявление самостоятельности, а также за желание помочь.
В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность (самостоятельность – умение принимать решение, независимое от мнения посторонних).
Комментарии (0)