Опубликовано 02.04.2023 19:21

Обучаем ребенка бытовым навыкам

Обучаем ребенка бытовым навыкам

Как правило, у родителей разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребёнок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет, тогда и научится. Так, при нормальном развитии не так уж существенно, например, когда ребёнок научится стелить постель. В то же время, ребёнок, хорошо усвоивший бытовые навыки, легче приспособится к обстоятельствам, оказавшись вне дома (в детском саду в поездке, в гостях).

Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет:

  • самостоятельно  ест,  пьет  из  чашки,  подносит  ложку  ко  рту;
  • наливает в чашку воду;
  • снимает простые предметы одежды;
  • моет руки с помощью;
  • зачёрпывает пищу ложкой;
  • полностью прожевывает пищу;
  • снимает расстёгнутые пальто, куртку;
  • пьёт самостоятельно и ест твердую пищу;

Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет

  • сам моет и вытирает руки;
  • ест ложкой, вилкой аккуратно;
  • надевает простые предметы одежды;
  • просится на горшок днём.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет;

  • сформированы навыки опрятности;
  • застегивает пуговицы, кнопки, молнию, сам завязывает шнурки на обуви;
  • одевается без посторонней помощи.

При задержках развития обучение бытовым умениям – одно из направлений коррекционного воздействия, так как способствует:

  • пониманию и выполнению инструкций;
  • проявлению положительной оценке окружающих;
  • повышению самооценки;
  • улучшению общей и мелкой моторики.

Помогая накрывать на стол, ребёнок не только принимает участие в общей семейной жизни, не только знакомится с правилами этикета, но и усваивает пространственные понятия (хлебницу ставим посередине, вилку кладём слева от тарелки зубцами вверх).

Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.

Во время уборки не просто просите помочь, но объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором  окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребёнка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле!

У детей могут быть свои представление о порядке. Скажем, ребёнок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.       

Рекомендуем прочитать литературные произведения, побуждающие ребёнка принимать участие в домашних делах. Например, «Лемеле хозяйничает», «Лемл и мышь» Л. Квитко,  «Куриный бульон» В. Драгунский  и т.д.

Если у ребёнка не получается обучиться бытовым навыкам просто наблюдая и подражая взрослым, этому придётся уделить специальное внимание. Важно помнить, что на начальном этапе главное – не качество выполнения работы, а участие в процессе. Хвалите ребёнка за любое проявление самостоятельности, а также за желание помочь.

В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность (самостоятельность – умение принимать решение, независимое от мнения посторонних).


Комментарии (0)