Опубликовано 11.08.2023 00:42

Некоторые аспекты воспитания часто болеющего ребенка (ЧБР)

В настоящей статье обозначены некоторые аспекты, связанные с воспитанием часто болеющего ребенка: данные медицинской статистики, причины, по которым болеют дети, а также рекомендации по воспитанию часто болеющих детей. 

Дорогие родители!

Наши дети – это наша бесценная ценность!

Как быть, если ребенок часто болеет?

Зачастую, проблемы, связанные со здоровьем детей, напрямую связаны  с организацией жизнедеятельности семьи, ее морально-психологического климата, организацией деятельности и содержанием (наполнением) образовательных программ детских образовательных учреждений, собственно стилем межличностного общения и, конечно же,  отношением к ребенку.

Проблемы в здоровье детей до 7 лет, воспитывающихся дома - это проблемы их родителей.

Данные медицинской статистики определяют так называемую частоту заболеваний (усредненный расчет), по которым дети включаются в группу часто болеющих ОРЗ:

Дети болеют по таким известным причинам, как:

- снижение иммунитета;

- высокая частота контактов с источниками инфекций;

- низкое качество воды, воздуха и пищи;

- недостаточное питание (дефицит белка и перегрузка легкоусвояемыми углеводами);

- воздействие пыли, продуктов табачного дыма, иных антропогенных факторов.

Вопрос: когда ребенок часто болеет, о чем должны задуматься родители?

- достаточно ли Вы, уважаемые родители, выразили свою любовь к ребенку;

- достаточно ли Вы подготовили его к нахождению и воспитанию в детском коллективе;

- имеет ли Ваш ребенок определенные навыки для обучения в школе и общения со сверстниками;

- достаточно ли Вы уделяли и уделяете внимания к проблемам (пусть они для Вас кажутся порой незначимыми, НО для ребенка они важны) своего ребенка и обсуждаете ли их. Иногда, чтобы получить любовь, внимание, ребенку нужно заболеть, и тогда он получает все, чего ему не хватает).

Когда ребенку некомфортно в детском саду, школе, ребенок также «выбирает» непродуктивный путь – путь болезни. Ребенок заболевает, чтобы не ходить в садик, школу, где ему плохо. Это довольно распространенный прием психологической защиты ребенка от неблагоприятных ситуаций, прием, который хоть на время позволяет ребенку «защитить» таким непродуктивным способом свою внутреннюю гармонию ребенка.

До 10 лет для ребенка имеет значение психологическая связь с матерью. Однако при чрезмерной тревожности мамы за здоровье ребенка и его школьные успехи, эта тревожность передается ребенку, он тратит энергию на ее преодоление и чаще болеет.

Или же родители переоценивают возможности и способности ребенка, ставят высокую планку социальных достижений, например, обучают в двух школах, стремятся вложить в него как можно больше знаний, привить важные навыки, все это верно. НО нельзя вводить своего ребенка в хроническую перегрузку, что порой может привести к формированию синдрома хронической усталости со снижением иммунитета и работоспособности.

Часто по ряду причин у детей наблюдается, выходящая за рамки физиологии, не синхронность развития органов и систем, дисгармония физического и полового развития. Внешне ребенок выглядит на 14 лет, а психологический возраст, при анализе его реагирования, только 10 лет - психологическая инфантильность, вследствие чего он не справляется с возложенными на них задачами. Любя родителей, ребенок пытается выполнить требования родителей сверх своих сил и надолго заболевает.

Важно также знать, что в особом положении находятся подростки 15-17 лет. Половое развитие завершает свое формирование, гормонов много, регуляция функций органов и систем еще не совсем стабильна, а тут еще учеба по 10-12 часов.

При недостатке заботы, неправильном подобранном пищевом рационе, порой пищевом поведении, отсутствии здорового образа жизни, пренебрежении к факторам физической культуры в семье, ребенок тоже часто болеет респираторными инфекциями.

Есть и обратная сторона, избыточное сосредоточение родителей на болезнях ребенка также приводит к острому переживанию ребенком своей мнимой неполноценности, в связи с болезнями, ребенок уходит от контактов со сверстниками в болезнь. В этом случае обычно практикуется щадящий режим, полное освобождение от физической нагрузки, труда, что еще более приводит к нарушению работоспособности ребенка.

А ведь особенность организма ребенка, да и взрослого человека – это движение, свежий воздух. Аэробный режим вырабатывает основную энергию для клеток - аденозинтрифосфорная кислота – АТФ (36 молекул в одном цикле Кребса).

Основная часть АТФ вырабатывается в работающих мышцах еще и для того, чтобы ребенку хватало энергии на его жизнедеятельность, мышцы должны расти, развиваться, а это они могут делать только в активном двигательном режиме. При дефиците мышечной массы нарушается кровоснабжение скелета, суставно-связочного аппарата.

При несбалансированности массы скелета, мышц и внутренних органов ребенок не приобретает необходимые для безопасности жизни правильное положение органов, физиологически правильное дыхание и активность.

Поэтому активный двигательный режим и живое непосредственное общение, сотрудничество с ребенком в играх и спорте с родителями, сверстниками - мощный фактор переключения и отдыха от умственного труда и источником положительных эмоций, защищающих нас от трудностей жизни, в том числе и от инфекций.

Особенно разрушает состояние здоровья ребенка психологическая неготовность к обучению в школе. При повышенной требовательности учителей, страхе наказания за ошибки в школе и дома, и подчеркивании его не успешности в школе, слабый ребенок будет часто болеть, а сильный перестанет посещать школу.

Вывод: для сохранения здоровья детей взрослым, защиты от респираторных инфекций необходимо обеспечить здоровый образ жизни всех членов семьи и чистоту жилья, воды, воздуха в доме, пищи и, главное, режим дня, организацию дня, если хотите, план на день.

Рекомендации по сохранению психического и психологического комфорта в жизни семьи.

1. Поверьте в уникальность, неповторимость и ценность своего ребенка.

2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.

3. В качестве воспитательного воздействия чаше используйте просьбу, поощрение и ласку, чем наказание и порицание.

4. Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, чаще смотрите ему в глаза, целуйте и обнимайте его. Тогда в трудной ситуации, зная, что вы его любите, будете любить всегда, ребенок преодолеет возникшие трудности и печали. Из любви к вам, он будет делать то, что вы считаете важным и необходимым.

5. Используйте в повседневном общении с ребенком фразы: «Я люблю тебя», «Мне хорошо с тобой», «Я по тебе соскучился (ась)», «Я рад (а) тебя видеть», «Давай посидим вместе», «Ты с этим, конечно, справишься». «Не получилось сегодня, получится завтра», «Как хорошо, что ты у нас есть».

6. Не допускайте вседозволенность, установите, соответствующие правилам жизни четкие моральные рамки и запреты. Обсудите каждый запрет в кругу семьи и наедине с ребенком.

7. Игра является важной для ребенка, играйте с ним, придумывайте игры для выполнения домашних и других дел, вместе занимайтесь спортом. В игре вы лучше найдете взаимопонимание со своим ребенком, обучите жизненным правилам, ценностям и передадите свой опыт.

8. Если ребенок справляется со своими заданиями, не мешайте ему.

9. Помогайте ему, когда он просит.

10. Поддерживайте и поощряйте его успехи.

11. Чаще разговаривайте с ребенком (папа с сыном, мама с дочкой). Спрашивайте и выслушивайте его переживания и потребности. Делитесь и доверяйте ему свои чувства.

12. Поручайте ребенку дела, в которых он может проявить унаследованные способности и таланты, ориентируйте его на профессии и увлечения, соответствующие способностям и психофизиологическим особенностям. При возможности консультируйтесь у психолога.

13. Активно подчеркивайте и развивайте мужественность у мальчиков и женственность у девочек и бережно относитесь к детской влюбленности.

14. Контролируйте время, занятое у ребенка мультимедийными технологиями, в том числе компьютером, игровыми автоматами, телевизором и сотовым телефоном, чтобы в сумме это время не превышало полутора часов в день.

15. Так как ребенок во сне (фазе глубокого сна с 23 часов ночи до 5-6 часов утра) исправляет все поломки в клетках органов и растет, строго контролируйте режим ночного сна и его качество.

Помните, уважаемые родители, что Ваши дети, это - бесценная ценность! Успехов Вам в воспитании Ваших детей!


Комментарии (0)