Нарушение поведения у детей
Какие же они разные, наши дети! И всё-таки можно разделить их нарушения в поведении на две условные группы. К одной мы отнесём детей-непосед, которые взрослых утомляют и раздражают, – шумных, активных, импульсивных и не слишком сдержанных. В другой группе дети с замедленными реакциями, вялые, недостаточно активные, рассеянные, погруженные в себя, необщительные. Казалось бы, совершенно противоположные качества у детей этих групп! Однако эти группы детей одинаково неспособны к концентрации внимания, сосредоточению, им трудно даётся переключение с одной задачи на другую, они не умеют контролировать свои действия и следовать определённым правилам.
Когда надо быть особенно внимательным и обратиться за помощью к психологу:
1. Ребёнок криклив, возбужден, раздражителен, проявляет непослушание (часто в резкой форме), бывает агрессивен. Не может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задания, непоседлив, его деятельность зачастую носит хаотичный характер. Таких детей называют гиперактивными.
2. Ребёнок малоактивный, пассивный, не проявляет интереса к окружающему миру, скованный. Может быть невнимательным, рассеянным. Таких детей называют гипоактивными.
3. Ребёнок мешает своим поведением окружающим, то и дело вскакивает с места, шумит; намеренно досаждает другим; выплескивает свою агрессию на сверстников. Вызывающее поведение, часто сопровождающееся раздражительностью и вспышками гнева.
4. Замкнут, скован, не уверен в себе. Самооценка занижена: часто утверждает, что не сумеет сделать то, что на самом деле вполне способен выполнить. Недостаточно умеет контактировать со сверстниками и взрослыми. В случаях неудач в игре чувствует себя отверженным, тяжело переживает это, отказывается включаться в игру из-за боязни новой неудачи. Может стать пассивным, замкнутым или наоборот, враждебным, агрессивным.
5. Интерес к взаимодействию с другими людьми неконструктивен или отсутствует вовсе.
·Важно понять, что шумная возня, которая часто действует на нервы взрослым – необходимое условие развития ребёнка, ведь он таким образом ощущает себя, изучает пространство в котором находится, физические законы и, в конце концов, просто радуется, испытывая возможности своего тела. Случается, что он пытается таким способом подавить свои страхи или жаждет привлечь к себе внимание.
Чрезмерные запреты, одёргивания могут привести к формальному послушанию – зажатости, запуганности, негативным реакциям со стороны ребёнка.
Важно, чтобы адекватные формы поведения получали одобрение и поощрение.
Сохранять активность внимания младшие дошкольники могут 6-8 минут, в среднем дошкольном возрасте 8-12 минут, в старшем – 12-15 минут.
Врачи-гигиенисты считают, что сидеть неподвижно младшие дошкольники могут 1,5-2 минуты, старшие дошкольники 3-4 минуты. Конечно, как и во всем остальном, необходимо учитывать индивидуальный запас работоспособности.
Комментарии (0)