Опубликовано 27.07.2023 17:04

Детские страхи

     «Мама, мне страшно! Я боюсь!» Почему малыш, который не так давно спокойно оставался один в помещении, бесстрашно бежал в тёмную комнату за игрушкой, и не раздумывая хватал в руки всё, что движется, вдруг превратился в трусишку, пугающегося любого шороха и не желающего спать в своей кровати? Этим вопросом озадачены многие родители дошколят. В чём же причина детских страхов и как с ними бороться?

  Давайте разберемся откуда берутся эти страхи. Страх - неотъемлемая составляющая инстинкта самосохранения, благодаря которой организм реагирует на опасность. Чувство страха могут испытывать как дети, так и взрослые. Однако специфическое отличие детских страхов - отсутствие связи с реальной угрозой. Чаще они представляют собой отражение информации, полученной от взрослых или пропущенной через призму детской фантазии.

   Психология страхов дошкольников объясняется неразрывной связью образного мышления, телесных ощущений и эмоциональных переживаний, поэтому воспринимаются они очень остро. В 3-5 лет наиболее остро ощущается страх темноты, воды, замкнутых пространств.. С течением времени объекты и ситуации, приводящие ребёнка в ужас, видоизменяются. Речь идёт о так называемых возрастных страхах, являющихся естественной составляющей развития психики. Так, если в возрасте двух лет актуализируется боязнь одиночества, врачей, страх перед засыпанием, сновидениями, то в 3-5 лет наиболее остро ощущается страх темноты, воды, замкнутых пространств, а в старшем дошкольном возрасте - страх своей смерти и утраты близких, стихийных и военных действий. Социальные страхи у дошкольников проявляются в виде боязни публичных выступлений, нахождения в новом коллективе.

Страхи у дошкольников могут быть также обусловлены:

- негативным опытом. Если ребёнок пережил травмирующую ситуацию, он невольно будет опасаться того, что может к ней привести вновь;

- преднамеренным запугиванием, в случае использования взрослыми устрашающего объекта или действия для устранения нежелательного поведения детей;

-  высокой тревожностью родителей. Чрезмерное, эмоционально окрашенное беспокойство взрослых, предостережения по типу «упадешь», «ударишься» и т.п. зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх;

- агрессивным поведением взрослых. Демонстрация силы родителями снижает чувство безопасности и формирует боязливость.

   Как правило, страх характеризуется изменениями эмоционального состояния и телесными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение ребёнка становится необычным - он избегает потенциально опасных ситуаций или объектов, боится оставаться в одиночестве.    Кроме того, страхи дошкольника могут сопровождаться повышенной тревожностью, снижением внимания, невротическими реакциями (плаксивость, агрессия) и психосоматическими нарушениями (энурез, заикание, аллергии).

Как помочь ребенку справиться со страхом

  С проблемой детской боязливости родителям следует обращаться к детскому психологу, психотерапевту.  Коррекцию страхов у дошкольников обычно начинают с психологической диагностики. Помимо беседы с родителями и ребёнком, для обнаружения причин и предметного содержания страха психологи используют проективные методики на выявление страхов у дошкольников. Информация, полученная в ходе первичной консультации, позволит специалисту составить план коррекционной работы и подобрать подходящие способы для работы с конкретным случаем.

    Эффективными методами коррекции страхов у дошкольников является арт-терапия (работа с красками, глиной, песком), игровая терапия, танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия, сказкотерапия ( к статье прикреплен документ со сказками для детей о детских страхах).    Побороть страх гораздо легче, если взрослые помогают ребенку чувствовать себя увереннее, создавая безопасную атмосферу в семье. Для того, чтобы малыш сумел преодолеть страх, специалисты рекомендуют обеспечить близкий эмоциональный контакт с родителями (совместные игры, объятия, укачивание на руках), исключить воспитание запугиванием, позволить бояться, оказывая в этом случае позитивную поддержку. Попробуйте вместо формулировки «это совсем не страшно, не выдумывай!» использовать фразу «я вижу, что тебе страшно, но я верю, что ты справишься!» и будете приятно удивлены тем, насколько легче ребёнку будет справиться с испугом, не обременяясь при этом дополнительными чувствами вины и неполноценности.

    Если детские страхи своевременно не устранить, они могут преобразоваться в фобии. Помните о том, что каждое детское переживание имеет свою уникальную историю, каким бы нелепым оно на первый взгляд не казалось, поэтому отнеситесь к нему с должным вниманием. Если детские страхи своевременно не устранить, они могут преобразоваться в фобии, причиняя неудобства и во взрослой жизни.

Берегите удивительный и хрупкий мир детской психики!


Комментарии (2)