Профессиональное самоопределение подростка
Профессиональное самоопределение подростка проходит ряд чередующихся выборов, промежуточных решений, поисков смысла в выбираемой и осваиваемой профессии. Все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Промежуточные решения, которые появляются и изменяются на протяжении нескольких лет, сужают выбор вариантов, что в итоге приводят к окончательному решению.
Рассмотрим наиболее распространенную теорию профессионального самоопределения (теория Гинзберга), в ней выделяется три стадии:
1. Стадия фантазии проходит до 11 лет. Дети воображают, кем они хотят быть, независимо от потребностей, способностей, возможности получить работу по этой специальности и других реалистических соображений. На этой стадии ребенок еще не умеет связывать цели и средства, его мечты еще не переросли в жизненные планы, представление о профессиях очень поверхностное.
2. Гипотетическая стадия длится с 11 до 17 лет и подразделяется на четыре периода:
Период интереса(11–12 лет), дети делают выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами («Я люблю смотреть исторические фильмы или читать исторические книги — стану историком»);Период способностей(13–14 лет) — подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых профессиями, о различных способах обучения и подготовки. Однако свой выбор в первую очередь они основывают на своих способностях («Мне лучше всех в классе дается математика — стану математиком»);Период оценки(15–16 лет) — подростки пытаются «примерить» те или иные профессии, приложить их к собственным интересам и ценностям, сопоставить предъявляемые специальностью требования со своими реальными возможностями;Переходный период(16–17 лет), все ближе к окончанию среднего учебного заведения, под давлением родителей и школы, осуществляется переход в выборе профессии от гипотетического подхода к реалистическому. На этом этапе, как правило, происходит выбор предметов для сдачи ЕГЭ.
3. Реалистическая стадия (17 лет и старше), подростки стараются принять окончательное решение — выбрать профессию, поступить в учебное заведение или пойти работать. Эта стадия делится на три периода:
Период исследования(17–18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания профессии (школьник становится студентом факультета юриспруденции и пытается охватить эту область);
Период кристаллизации(19–21 год) — значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности (студент решает, что его привлекает больше работа адвоката, чем нотариуса или судьи);
Период специализации(старше 21 года) — общий выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации (студент решает быть адвокатом по гражданским делам).
Это условная периодизация, которая является идеальной моделью. Однако последовательность, характер и хронология стадий могут быть различными. Некоторые люди могут определиться в выборе еще совсем в юном возрасте, особенно при наличии таланта. Другие длительное время или даже никогда, не могут соотнести свои интересы и способности с определенной профессией, чтобы найти подходящую работу. Таким людям приходиться вести постоянный поиск и неоднократно менять профессии будучи взрослыми.
Комментарии (5)