Опубликовано 25.07.2023 12:52

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста

     Важно знать, что речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Ведь именно благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. 

    Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова, при этом не забывать объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. 

   Для успешного развития речи дома ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

  Например, в вазе на столе у вас лежит апельсин. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Сыигра-соревнование «Подбери словечко» -апельсин какой? – сладкий, сочный, круглый,  большой, спелый, ароматный, оранжевый и т.д. Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи или , если к вашему ребенку пришли в гости друзья. Тот, кто придумал следующее слово – съедает дольку апельсина. Пока апельсин еще целый, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков.  В каких сказках упоминаются апельсины? – «Крокодил Гена и Чебурашка», «Подарок для самого слабого». Прочтите эти сказки или посмотрите одноименные мультипликационные фильмы и не забудьте обсудить их. Возьмите апельсин и лимон, рассмотрите их повнимательней и сравните между собой: апельсин большой, а лимон маленький, апельсин сладкий, а лимон кислый, апельсин оранжевый, а лимон желтый и т. д. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

    Во время прогулки вы можете поговорить, а заодно и закрепить знания ребенка об одежде, природных явлениях, временах года, транспорте, профессиях, птицах и т.д. Это не должно быть в форме вашего монолога, это обязательно должна быть беседа, задавайте вопросы, обсуждайте.  Так же во время прогулки изучайте свойства снега, воды, песка, травы, росы, расширяя кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. 

    На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка беседуя с ним о посуде, продуктах питания, овощах, фруктах, бытовой технике.а», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи». Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. 

     При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми, поэтому не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Еще раз подчеркну, именно ОБСУДИТЬ. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно, так как неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый, говорить должны оба. Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе!  Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

    Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.


Комментарии (0)