Опубликовано 24.07.2023 17:55

Требования к речи первоклассника

      Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

    Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1.     Умение слушать и слышать других

2.     Звуковая сторона речи:

·        правильно произносить все звуки речи;

·        четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик, термометр);

·        говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

·        изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

3 .      Функции языкового анализа:

·        делить предложения на слова;

·        делить слова на слоги;

·        уметь выделять все звуки в словах;

·        устанавливать последовательность звуков в слове.

4.       Лексическая сторона речи (словарный запас)

·        точно подбирать слова;

·        ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

·        дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

·        употреблять сложные слова (например, длинноногий);

·        пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

·        подбирать метафоры (например, туча комаров);

·        использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

·        подбирать синонимы (например, храбрый смелый отважный)

5.       Грамматическая сторона речи:

5.1 Навыки словоизменения

·        изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

·        употреблять различные предлоги;

·        согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

·        согласовывать существительные;

·        с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

·        правильно  употреблять  глаголы  (например,  бегу,  бежишь,  бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

5.2 Навыки словообразования

·        образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и

·        увеличительных суффиксов (например, глаза глазки –глазищи);

·        образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел вышел

перешел обошел);

·        образовывать название детенышей животных (котенок, жеребенок, тигренок);

·        образовывать относительные и притяжательные прилагательные

от существительных (например, яблоко-яблочное, заяц-заячья)

6.      Связная речь:

·        свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

·        поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

·        рассказывать о пережитых событиях;

·        пересказывать содержание сказки, рассказа;

·        описывать окружающие предметы;

·        раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.


Комментарии (0)