Требования к речи первоклассника
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Умение слушать и слышать других
2. Звуковая сторона речи:
· правильно произносить все звуки речи;
· четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик, термометр);
· говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
· изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
3 . Функции языкового анализа:
· делить предложения на слова;
· делить слова на слоги;
· уметь выделять все звуки в словах;
· устанавливать последовательность звуков в слове.
4. Лексическая сторона речи (словарный запас)
· точно подбирать слова;
· ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
· дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
· употреблять сложные слова (например, длинноногий);
· пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
· подбирать метафоры (например, туча комаров);
· использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
· подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный)
5. Грамматическая сторона речи:
5.1 Навыки словоизменения
· изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
· употреблять различные предлоги;
· согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);
· согласовывать существительные;
· с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
· правильно употреблять глаголы (например, бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
5.2 Навыки словообразования
· образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
· увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки –глазищи);
· образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел –
перешел – обошел);
· образовывать название детенышей животных (котенок, жеребенок, тигренок);
· образовывать относительные и притяжательные прилагательные
от существительных (например, яблоко-яблочное, заяц-заячья)
6. Связная речь:
· свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
· поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
· рассказывать о пережитых событиях;
· пересказывать содержание сказки, рассказа;
· описывать окружающие предметы;
· раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Комментарии (0)