Опубликовано 02.04.2023 19:02

Когда следует обратиться за помощью к специалисту?

В результате обучения не только приобретается некая сумма знаний, но и улучшаются внимание, память, скорость реакций, способность к обобщению. Наиболее очевидно это проявляется у маленьких детей, чья восприимчивость к обучению просто феноменальна. Достаточно сравнить познания новорождённого и ребёнка, прожившего всего лишь год.  Именно  в силу такой восприимчивости детей к обучению, крайне важно не упустить время, так как с возрастом  нервная система утрачивает столь высокую пластичность. Физиологи называют период наибольшей восприимчивости сензитивным. Это время, когда обучающее воздействие оптимально.

Период наибольшей чувствительности нервной системы  максимально благоприятен для привития ряда навыков.  Это время физиологи  определяют словами «можно и в иное время, но лучше теперь». Из этого определения следует, что наверстать упущенное возможно, хотя с немалыми трудностями. Скажем, ни для кого не секрет, что иностранные языки дети усваивают, как правило, легче, чем взрослые.

Помимо сензитивного учёные выделяют период  критический. Это время, которое можно обозначить понятием "теперь или никогда". То, что не  усвоено ребёнком в  критический период, позже им воспринято уже не будет. Как известно, ребёнок, попавший в лес и выросший в волчьей стае, ведет себя как волк, и этот процесс необратим.  Это так называемый синдром Маугли. Детей, выросших  вне человеческого общества, так и не смогли научить говорить, а привить им необходимые жизненные навыки оказалось чрезвычайно трудно. Наиболее известен случай с ребёнком, которого нашли в лесу на юге Франции в начале XIX века. Французский ученый, врач Итар, взял его в Париж и в течение длительного времени пытался научить ребёнка говорить и обучить навыкам поведения человека. Но это оказалось невозможным, так как раннее детство ребёнка прошло вне человеческого общества. В итоге дети-«маугли», возвращенные из животного мира в человеческую среду обитания, гибли, не сумев к ней приспособиться.

В наши дни мы чаще сталкиваемся с тем, что родители упускают благоприятный, сензитивный период в развитии той или иной психической функции у ребенка, и возникает так называемая педагогической запущенностью, когда для нормализации психического развития ребёнка необходимо вмешательство специалистов.

Когда следует обратиться за помощью? Главное здесь – не упустить время. Если у вас возникли подозрения о том, что у ребёнка существуют проблемы в развитии, скорее всего ваша тревога обоснована – приступить к  решению проблемы  нужно было ещё вчера!

Если вы отметите у ребёнка несоответствие развития возрастным нормативам, сделайте всё зависящие от вас, чтобы ситуация не стала необратимой. Не отнимайте у своего ребёнка шанс дальнейшего нормального развития!

Не менее важным условием нормального развития ребенка является  окружение, в котором он растёт, его микро- и макросоциум: семья, информационное поле, социальные условия, а также тот «внешний мир», с которым соприкасается ребёнок.

Что в первую очередь необходимо для полноценного развития каждого ребёнка? Это  нахождение в атмосфере тепла и заботы, проявление уважения к его личности (педагогика сотрудничества).


Комментарии (0)