Опубликовано 02.04.2023 19:00

Какими должны быть взрослые, чтобы ребенку было с ними интересно?

Дети растут не в вакууме, а в конкретном окружении. С самого раннего возраста их привлекает всё, что делают взрослые. Одним из первых исследований, свидетельствующих о том, что развитие познавательной деятельности, способности к обучению успешнее идёт в среде образованных людей, были труды отечественного психолога Александра Романовича Лурия (1974). А совсем недавно объединенными усилиями учёных 10 стран была выявлена прямая зависимость между образовательным уровнем взрослых, воспитывавших детей в четырёхлетнем возрасте и уровнем когнитивного и языкового развития, которого эти дети достигли в семилетнем возрасте.

Чтобы ребёнку было с вами интересно, вам самим необходимо иметь достаточно развитую сферу интересов, тогда вы сможете заразить своей увлечённостью ребёнка. Как рекомендует И.М. Румянцева, «надо постоянно поддерживать в себе искру интереса к познанию нового». Это полностью согласуется с концепцией Л.С. Выготского о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культурных ценностей.

Приобщение ребёнка к культурным ценностям, накопленным человечеством, необходимо. Под словом культура понимается совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком, – книги, картины, здания и тому подобное; система этических ценностей, язык, религия, обычаи, наука и образование, то, как человек ведет себя по отношению к другим людям и природе (мораль и этикет).

Мир культуры настолько огромен, что в нём для любого человека всегда останется что-то неизвестное, так что познание может продолжаться всю жизнь, и её будет мало! А сколько ещё существует областей знания и сфер человеческой деятельности…

Недаром ЮНЕСКО рассматривает международную программу «Образование через всю жизнь» в качестве своей важнейшей задачи.

Возможно, у кого-то мелькнет унылая мысль: «Ну вот, опять учиться!» Но ведь в действительности мы постоянно учимся даже независимо от собственного желания, нас и так учит всё, что мы делаем. Остаётся только добавить к этому продуманную индивидуальную программу.

И первое, чему необходимо научиться, – уважению к ребёнку, к его личности.

Итак, наша задача – стараться максимально соответствовать миссии, которую мы взялись выполнять. «Если мы, взрослые, сами с трудом осваиваемся в неустойчивом настоящем, как же мы подготовим детей к непредсказуемому будущему? Но ведь кроме нас – некому».


Комментарии (0)