Опубликовано 31.03.2023 02:53

Как развивать музыкальные способности ребенка?

Дети, которые учатся музыке, по наблюдениям педагогов, более устойчивы психологически, у них выше уровень самодостаточности, и в целом они развиваются гармоничнее. Эти дети лучше умеют концентрировать внимание, обладают более развитым под влиянием музыки слуховым восприятием. Умение различать звуки по высоте тона и продолжительности положительно влияет на способность различать звуки речи.

Развитием музыкальных способностей родители вполне  успешно могут заниматься самостоятельно, начиная с самого раннего возраста ребенка.

Слушаем музыку

Включение музыки в жизнь улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

Ребёнок конца первого – начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать ребёнка слушать классическую музыку.

Эмоции, вызываемые музыкой, стимулируют развитие всех психических процессов. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познание. Движение помогает глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства в движении, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.

Для развития слуха используйте следующие упражнения.

Угадайка.

Ребёнок должен угадывать предметы по звуку (По какому стаканчику, по какой коробочке стучали?)  Можно использовать различные погремушки, детские музыкальные инструменты. Через некоторое время можно поменяться ролями с ребёнком (Еще об этом читайте в разделе «Ребёнок говорит, но…».)

Поем.

Важно помочь ребенку лучше слышать свой голос. Предложите ему несколько заданий.

1.Петь, закрыв одно или оба уха ладонями.

2.Петь с закрытым ртом.

3.Петь в резиновую трубку, направив один конец к уху (в концы трубки можно вставить воронки)

4. Петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика. (Караоке с записями детских песен – отличное средство развития музыкальных способностей)

Хорошей подготовкой к пению будет озвучивание текста разными голосами: тоненьким, «кукольным» или низким, «медвежьим». Разучивая песенку, взрослый должен подсказывать ребенку, как надо петь («Пой тоньше, как куколка» или «Пой толстым голосом»). Полезно также изображать писк цыплят, мяуканье котят и другие звуки окружающего мира.

Двигаемся под музыку (шагаем, хлопаем в ладоши).

Формированию и тренировке умения двигаться в такт с музыкой способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах.

     Хорошо, если у вас есть аудиозаписи сказки Давида Самойлова «Слонёнок-турист» или симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» – под такую музыку с ребёнком можно очень интересно поиграть, изображая персонажей этих сказок.

Полезно выполнять следующие упражнения:

  1. Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальцев по столу.
  2. Проговаривание «понарошку»: беззвучное, с максимальной артикуляцией и одновременным «прохлопыванием» кончиками пальцев.
  3. Ходьба по кругу с пением.
  4. Ходьба по кругу с пением и хлопком на каждый шаг под музыку.
  5. Воспроизведение различных ритмических моделей.
  6. Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

Мы уже неоднократно подчеркивали, что в развитии высших психических функций всё взаимосвязано, и совершенствование одной функции влечёт за собой улучшение другой. Так, формированию чувства ритма (и не только музыкального!) способствует рисование орнаментов. Например, выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из однотипных картинок, геометрических фигур с чередованием и без чередования количества, расцветки и состава структурных элементов (кошка, мышка, кошка, мышка; треугольник,  треугольник, квадрат, треугольник, треугольник, квадрат и т.д.).

Оставляйте в комнате ребёнка включенную, но приглушенную музыку. Она может сопровождать любые занятия ребенка (кроме, пожалуй, чтения вслух). Естественно, выбор музыкальных произведений должен соответствовать не только возрасту, но и психическому состоянию ребёнка. Это должны быть высокохудожественные образцы мировой классики или современной музыки, красочные и яркие, нежные и «прозрачные», не затрагивающие «мировые проблемы», темы человеческих страданий. Подбирайте музыку на темы любования природой, лирического раздумья. Ребенок должен получать удовольствие от музыки! Взрослым необходимо обращать внимание на то, чтобы настроение ребенка улучшалось в процессе слушания. Это основной критерий при отборе музыкальных произведений.


Комментарии (0)