Опубликовано 12.07.2023 13:38

Как подготовиться к школе

Если в сентябре вам предстоят волнительные проводы ребенка в первый класс, то наши советы вам точно пригодятся! 

Пусть год начнется легко!

«Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник», - кто не слышал этой веселой  детской песенки! Увы, праздник  зачастую заканчивается слишком быстро.  Иногда уже через несколько дней ребенок, который 31 августа радостно собирал свой портфель,  наотрез отказывается идти в школу. Что это – каприз или  трудности адаптации? Попробуем разобраться…                  

Первый класс – он трудный самый!

С тем, что начало обучения в школе – один из  сложных моментов в жизни ребенка, согласится большинство родителей.   Однако на вопрос, что же все-таки самое трудное на этом этапе, мы услышим очень разные ответы. Кто-то скажет – «привыкание к новому педагогу, учителю вместо воспитателя»;  кто-то считает, что сложнее, наоборот,  привыкнуть к новым ребятам в классе; кто-то во главу угла ставит обилие  заданий, которые дошкольник никогда не выполнял ранее.  То есть большинство родителей, когда мы проводим анкетирование, на первое место выдвигают социальную перемену в жизни ребенка, новизну его жизненного опыта.   

Но чаще всего трудности возникают не из-за того, что у первоклассника появляются новые задачи, а то, что многократно возрастают нагрузки, требующие максимальной мобилизации всех  интеллектуальных и физических сил 6-7-летнего ребенка.

Трудности адаптационного периода обычно продолжаются в пределах двух  месяцев и проявляются у всех детей очень индивидуально. Некоторые дети могут  становиться очень  шумными,  часто отвлекаются  на уроках, могут  капризничать. Другие, наоборот,  при малейшей неудаче, замечании уходят в себя, плачут.

 Если адаптация протекает тяжело, то может  нарушаться сон, аппетит. В этот период может вернуться  интерес к игрушкам, играм,  в которые ребенок давно перестал играть,   книгам для очень маленьких детей. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом  году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Тогда ребенок может  часто и подолгу болеть. Такие сигналы ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Лень или неохота?

С какими же трудностями сталкиваются родители в первые месяцы обучения детей, каковы их основные жалобы? Едва ли не самая частая жалоба, которую слышат психологи:  "Ребенок ленится". Но за этой фразой может  стоять все, что угодно:

1) сниженная познавательная  активность: ребенку неинтересно учиться, получать новые знания.

 2) Желание избежать  неудачи, страх неуспеха ("у меня не получится, я не умею -  и не буду делать"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как уверен, что за плохую работу его отругают

3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Первоклассник работает медленно, и родителям кажется, что ему лень, его начинают подгонять,  а ребенок в это время чувствует, что он плохой. Деятельность  дезорганизуется  еще больше.

4) Высокая тревожность  -  ученик  не начинает работу, потому что не уверен, что правильно понял задание. Постоянно переспрашивает, пишет и стирает, исправляет правильное на неправильное и обратно – и так несколько раз.

Держи меня, соломинка, держи!

       Очень важно помнить, что иногда никаких трудностей адаптации нет! А есть только завышенные ожидания взрослых! В наше время нередко абсолютно адекватные успехи первоклассника после просмотра телепередач о вундеркиндах воспринимаются родителями как школьная неуспеваемость.  Реальные достижения собственного чада оцениваются низко на фоне гениальных пятилеток из программы «Лучше всех»,   бойко декламирующих  поэмы или решающих в уме сложные  примеры.

 Самое опасное, если поддавшись панике, родители  из лучших побуждений  решают, что ребенку нужно увеличить нагрузки:  устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют, ругают или наказывают за ошибки. Это может привести к школьному неврозу, который потребует серьезного лечения у психотерапевта.

Самое лучшее, что могут дать своему ребенку мама и папа – это эмоциональную поддержку. Ни в коем случае не надо сравнивать  работы  первоклассника с достижениями других. Когда учеба не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, поверьте, любые школьные трудности будут побеждены!  


Комментарии (1)