Как подготовиться к школе
Если в сентябре вам предстоят волнительные проводы ребенка в первый класс, то наши советы вам точно пригодятся!
Пусть год начнется легко!
«Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник», - кто не слышал этой веселой детской песенки! Увы, праздник зачастую заканчивается слишком быстро. Иногда уже через несколько дней ребенок, который 31 августа радостно собирал свой портфель, наотрез отказывается идти в школу. Что это – каприз или трудности адаптации? Попробуем разобраться…
Первый класс – он трудный самый!
С тем, что начало обучения в школе – один из сложных моментов в жизни ребенка, согласится большинство родителей. Однако на вопрос, что же все-таки самое трудное на этом этапе, мы услышим очень разные ответы. Кто-то скажет – «привыкание к новому педагогу, учителю вместо воспитателя»; кто-то считает, что сложнее, наоборот, привыкнуть к новым ребятам в классе; кто-то во главу угла ставит обилие заданий, которые дошкольник никогда не выполнял ранее. То есть большинство родителей, когда мы проводим анкетирование, на первое место выдвигают социальную перемену в жизни ребенка, новизну его жизненного опыта.
Но чаще всего трудности возникают не из-за того, что у первоклассника появляются новые задачи, а то, что многократно возрастают нагрузки, требующие максимальной мобилизации всех интеллектуальных и физических сил 6-7-летнего ребенка.
Трудности адаптационного периода обычно продолжаются в пределах двух месяцев и проявляются у всех детей очень индивидуально. Некоторые дети могут становиться очень шумными, часто отвлекаются на уроках, могут капризничать. Другие, наоборот, при малейшей неудаче, замечании уходят в себя, плачут.
Если адаптация протекает тяжело, то может нарушаться сон, аппетит. В этот период может вернуться интерес к игрушкам, играм, в которые ребенок давно перестал играть, книгам для очень маленьких детей. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Тогда ребенок может часто и подолгу болеть. Такие сигналы ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.
Лень или неохота?
С какими же трудностями сталкиваются родители в первые месяцы обучения детей, каковы их основные жалобы? Едва ли не самая частая жалоба, которую слышат психологи: "Ребенок ленится". Но за этой фразой может стоять все, что угодно:
1) сниженная познавательная активность: ребенку неинтересно учиться, получать новые знания.
2) Желание избежать неудачи, страх неуспеха ("у меня не получится, я не умею - и не буду делать"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как уверен, что за плохую работу его отругают
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Первоклассник работает медленно, и родителям кажется, что ему лень, его начинают подгонять, а ребенок в это время чувствует, что он плохой. Деятельность дезорганизуется еще больше.
4) Высокая тревожность - ученик не начинает работу, потому что не уверен, что правильно понял задание. Постоянно переспрашивает, пишет и стирает, исправляет правильное на неправильное и обратно – и так несколько раз.
Держи меня, соломинка, держи!
Очень важно помнить, что иногда никаких трудностей адаптации нет! А есть только завышенные ожидания взрослых! В наше время нередко абсолютно адекватные успехи первоклассника после просмотра телепередач о вундеркиндах воспринимаются родителями как школьная неуспеваемость. Реальные достижения собственного чада оцениваются низко на фоне гениальных пятилеток из программы «Лучше всех», бойко декламирующих поэмы или решающих в уме сложные примеры.
Самое опасное, если поддавшись панике, родители из лучших побуждений решают, что ребенку нужно увеличить нагрузки: устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют, ругают или наказывают за ошибки. Это может привести к школьному неврозу, который потребует серьезного лечения у психотерапевта.
Самое лучшее, что могут дать своему ребенку мама и папа – это эмоциональную поддержку. Ни в коем случае не надо сравнивать работы первоклассника с достижениями других. Когда учеба не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, поверьте, любые школьные трудности будут побеждены!
Комментарии (1)