Правильный разговор с ребёнком.
В повседневной жизни, общаясь с ребенком, мы часто сталкиваемся с проблемой недопонимания друг друга. При этом мы задаем лишь вопрос почему ребенок не воспринимает наши нравоучения или вовсе – противодействует нашим усилиям. А как мы строим диалог, какую цель данной беседы мы закладываем и какие формы коммуникации используем – остается, к сожалению, за рамками нашего внимания.
Для того, чтобы достичь поставленной цели разговора необходимо сформировать положительный эмоциональный фон, благоприятную для беседы атмосферу и придерживаться определенных правил, которые позволят грамотно выстроить структуру диалога.
Учитывайте актуальное моральное состояние ребенка. Не вспоминайте про его былые ошибки и неправильные поступки. При этом избегайте формирования сценариев с негативными последствиями в будущем. Обсудите проблему, которая беспокоит именно сейчас, а способы ее решения предлагайте, исходя из актуальных возможностей и нынешнего состояния дел.
Находясь в диалоге, не стоит давать сиюминутную негативную оценку поведения ребенка или критический разбор поступка. Это прямой путь к закрытию и блокировке контакта. Не занижайте его способности, не критикуйте его подростковое мнение, не обесценивайте его позицию. Избегайте осуждения, упреков или оскорблений его чувств.
Всегда стройте разговор с позиции родного близкого человека, который его любит, никогда не обидит и не бросит в беде. Покажите ему, что любите, цените и бережете контакт с ним. Не показывайте, что сомневаетесь в сказанной вам правде или данном обещании, не демонстрируйте свое несогласие. сомнение или раздражение. Создайте несомненную доверительность в ваших отношениях.
Обозначьте равную позицию в дискуссии, одинаковые права и равноправные возможности для высказывания своего мнения. Покажите, что считаете его самостоятельной личностью, взрослым человеком со своей жизненной позицией. Дайте возможность выразить свои мысли и размышления, не перебивайте и относитесь к его самовыражению серьезно и по-взрослому.
Давая оценку ситуации, стоит прибегать к мнению известных медийных персон или популярных «героев нашего времени». Объясняйте на своем примере или ваших родных и близких людей, к которым ребенок испытывает уважение и авторитет. Вспоминайте «аналогичные» истории из своей молодости, как вы в таком же возрасте себя вели и как воспринимали окружающий мир. Сопровождайте свои рассказы юмором и позитивным настроем на разрешение актуальных трудностей, исходя из личного опыта. Вы должны быть главным авторитетом для ребенка.
В то же время, если у ребенка во внешнем мире есть свои авторитеты в виде лучшего друга, учительницы или друга семьи, не стоит пренебрегать их позицией и мнением. Если ребенок вдруг ссылается на них, не обесценивая поинтересуйтесь, а что он сам думает по этому поводу. При этом всячески поддерживайте любые размышления и высказывания ребенка от своего имени.
Контролируйте структуру беседы, выстраивайте ее маршрут, переходите от общего к частному. Старайтесь во всевозможных размышлениях не потерять суть и цель беседы, не отвлекайтесь на посторонние темы. Лучше к ним вернуться потом, но сейчас необходимо завершить данный конкретный вопрос. Если ребенок «пошел в сторону», аккуратно верните его обратно в нужный вектор, к исходной мысли. Объясните, что и это очень важная тема для разговора и к ней обязательно вернемся, но сейчас это не относится к делу.
Прорисуйте структуру дискуссии: обозначьте исходную проблему, определите конечную цель в виде готового решения, расставьте задачи, которые позволят достичь цель, определите необходимые условия для решения этих задач, а также способы и механизмы их решения. На основе этого создайте ваш план или «дорожную карту» по решению ваших проблем.
Покажите, что серьезно относитесь к проблемам ребенка и это не пустой разговор, а план конкретных действий по улучшению качества его жизни.
Сделайте ваше общение с ребенком взрослым, структурированным и содержательным.
Комментарии (0)