Опубликовано 31.03.2023 02:47

Как поощрять исследовательское поведение ребенка?

Многообразие мира влечёт к себе и рождает жажду познания. Познавательная потребность – важный компонент психического развития ребёнка. Недостаточность поисковой активности делает ребёнка менее приспособленным к жизни. Отсутствие исследовательского поведения у младенца может говорить о серьёзном психическом неблагополучии, а снижение познавательной потребности – симптом, который должен вызвать беспокойство взрослых. Следует, однако, помнить о том, что по исследовательскому интересу люди делятся на делателей и созерцателей. Так что ребёнок, завороженно наблюдающий за каким-либо явлением или процессом, тоже занят изучением мира.

Для дальнейшего развития исследовательского поведения, свойственного маленькому человеку от природы, он нуждается в притоке различных впечатлений. Поэтому среда, как уже говорилось, должна привлекать детей, побуждать их к поиску, исследованию, самоориентации, к обнаружению проблем и нахождению их решений.

Необходимо предоставить ребёнку возможность воспринять мир в разнообразии ощущений: звуковых, цветовых, обонятельных, тактильных, двигательных и т.п. Образы, в создании которых участвуют все наши чувства, надолго сохраняются в сознании и подсознании человека.

В процессе знакомства ребенка с новым предметом старайтесь обращать внимание на его форму, окраску и звучание, находите черты сходства и различия с уже знакомыми вещами, а если нет «противопоказаний», дайте его потрогать или даже поиграть с ним. В новых местах (на прогулке, в магазине, в поликлинике) указывайте ребёнку на характерные признаки этого места.

Впечатления рождают работу мысли, а от этого, в свою очередь, появляются вопросы.

Общеизвестно, что вопросы ребёнка имеют огромное значение для его развития. В возрасте 3-4 лет вопросы составляют четверть всех высказываний ребёнка, не зря детей этого возраста называют «почемучками». Период, когда ощущений и впечатлений накопилось уже немало, а умение устанавливать взаимосвязи развито слабо, может стать трудным испытанием для ребёнка, если он не будет получать ответов на свои бесконечные вопросы. Он не даёт взрослым возможности подумать о взрослых делах, потому что тоже думает, активно осмысливает имеющуюся информацию. Не раздражайтесь, отвечайте ему, не затыкайте этот фонтан вопросов, чтобы не задушить в ребёнке исследователя.

 Крылатое выражение «правильно поставленный вопрос содержит в себе ответ» означает, что задающий вопрос находится на пути к ответу уже потому, что спрашивает. Однако старайтесь давать лаконичные ответы, избегайте пространных рассуждений. Как правило, дошкольников устраивает краткое объяснение. Вот к чему могут привести избыточные подробности.

Шестилетний мальчик ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:

– Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?

Думается, мальчика устроило бы объяснение: «Многие овощи и фрукты темнеют, когда их разрезают. Это происходит из-за некоторых химических процессов. Скоро ты будешь изучать химию, и тебе будет более понятно».

Отец решил дать научное объяснение:

– Дело в том, что в яблоке есть разные химические вещества. В том числе – железо. Оно вступает в химическую реакцию с кислородом, который есть в воздухе, и окисляется. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.

Некоторое время царит тишина, потом ребёнок робко спрашивает:

– Папа, а ты с кем  сейчас разговариваешь?

Для развития познавательной потребности важно не запрещать, а напротив, поощрять такую составляющую исследовательского интереса, как экспериментирование. Дело в том, что дети, увидев новый предмет, стремятся познакомиться с ним практически – пощупать его, повертеть в руках, разобрать, по возможности собрать и т.д. Ребёнок познаёт свойства предметов, сжимая их, катая и бросая, переливая и пересыпая и т.д. Решение многих задач он находит методом проб и ошибок: пыхтя и сопя, вставляет ключик, чтобы лягушка запрыгала; так и сяк вертя детали, соединяет их в картинку; высунув кончик языка, смешивает краски для получения нового цвета.

Ребёнок потрясённо узнаёт, что инерционная машинка, которая лихо мчится по линолеуму, не может ездить по паласу, что мыло быстро опускается на дно ванны, а пластмассовый кубик плавает поверху, но если в уголке у него прогрызена дырочка, то он тоже тонет, хотя и не сразу; мяч-прыгунчик подскакивает высоко, а надутый воздушный шарик при ударе об пол  взлетает плавно и невысоко…

Задача взрослых состоит в том, чтобы поощрять такое исследовательское поведение, вводя его, по возможности, в разумные рамки. Естественно, что не стоит допускать экспериментов ребёнка с электрической розеткой или с переключателями стиральной машины. Здесь всё зависит от конкретных условий: инициативности ребёнка и педагогических способностей родителей.

Желательно принимать во внимание, что кажущаяся независимость ребёнка от помощи взрослых при выборе занятий повышает у него уровень самооценки. При этом задача взрослого – умело направлять его стремление к познанию мира, обеспечивая, разумеется, оптимальный уровень безопасности.


Комментарии (0)