Как приучить ребенка к труду
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер.
Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, папа - врач, он лечит больных; мама - повар, она готовит еду.
В процессе у ребенка воспитывается уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто на улицах. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже заканчивает свою работу. Покупая хлеб, расскажите о том, что рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
Каждый из вас привлекает своих детей к повседневному участию в бытовом труде, но они не всегда охотно выполняют те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей; надо в доступном ребенку, данного возраста объяснить значимость предстоящей работы, ее результата. «Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут». Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: «Как хорошо, что ты убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть».
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся, лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Положи!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Взрослый должен не только просить принести какой-либо инструмент, но и учить ребенка, как им пользоваться, учитывать его возрастные возможности. Попросите помочь расставить посуду на столе перед ужином, помочь полить цветы в квартире, полить вместе с вами грядки и пусть, сделанная ребенком работа неидеальна, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других. Если задания посильны, то дети выполняют их с интересом и желанием.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире, меняется и его самооценка. Помните, что главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Будьте терпеливы к своим детям и у вас все получится!
Комментарии (4)