Опубликовано 10.07.2023 16:46

Несколько советов по развитию поисково-исследовательской активности детей

    Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...).

    Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию 

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.  - Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. 

- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. 

- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. 

- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 

- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

  - С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. 

- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

   Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты и любое место в квартире может стать таким местом. Ванная комната (время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ), кухня (заморозьте воду в формочках для льда, растворите сахар в холодной и горячей воде, поместите сырое яйцо в банку с проточной водой и с соленой и т.д), детская (ребёнок рисует и у него кончилась оранжевая краска, предложите ему попробовать сделать эту краску самому). Предоставьте детям возможность действовать самостоятельно. Старайтесь не вмешиваться и не подсказывать. И только если у ребенка ничего не получается, подскажите, что нужно сделать. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе и этого вовсе не нужно стыдиться – вы тоже не можете все знать.

И самое главное  - для всего этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.


Комментарии (2)