Опубликовано 06.07.2023 19:40

Подростки и интернет-зависимость

   В настоящее время для подростков нахождение в цифровой среде становится привычной социокультурной практикой.  Это может проявляться в виде игровой зависимости, пристрастия к виртуальному общению по веб-сети или веб-серфинга.

   Причин может быть много: ребенок не умеет самостоятельно организовывать игру, а вы не контролируют его досуг; у вас в семье дефицит общения, поэтому ребенок использует интернет, чтобы заменить виртуальными разговорами контакт с близкими людьми. Возможно вы не осознаете взросления ребенка, а может у него отсутствует личное пространства, где ваш ребенок чувствовал бы себя хозяином. Так же это может быть вызвано психологическими проблемами, а именно он  замкнут и непопулярен среди сверстников поэтому ищет в виртуальном мире успех и общение, которых ему не достает в реальности, пытается таким образом поднять самооценку, обрести уверенность в своих силах и компенсировать недостающий эмоциональный опыт.

Как же помочь ребенку преодолеть эту зависимость?

  Прежде всего попробуйте разнообразить повседневную детскую активность, займитесь совместным творчеством или готовкой, привлеките ребенка к перестановке мебели или украшению комнат и разрешите ему шуметь, не следить за порядком во время игры и пробовать новое. Приобщайте ребенка к домашним обязанностям, против которых он не выказывает отвращения и легко их выполняет. 

     Постарайтесь перевести ребенка из онлайн в оффлайн. Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Если ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира, то подарите ему конструкторы или химические наборы. Если ребенок предпочитает компьютерные квест-игры, сходите на квест в реальности. Ребенку, который играет в шутеры, предложите пробное занятие в спортивной секции.

   Если ваш ребенок испытывает одиночество и ищет в играх общение -  ни в коем случае не  ругайте его за это, не читайте ему нотации, находите время и  просто говорите с ним о жизни, о других людях, о хобби. Важно для себя понять, что вы общаетесь не с целью чему-то научить или от чего-то предостеречь, а непосредственно ради самого общения. При этом поддерживайте с ребенком беседы об играх. Если игнорировать эту тему, то ребенок уйдет в себя и зависимость будет прогрессировать. Изучайте современные технологии, рассказывайте детям  о возможностях, которые они предоставляют. Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он скопирует ваше поведение.

  Копируйте интернет-активность ребенка. Если он «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени общайтесь с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает. Так ваш ребенок будет больше открыт к общению и не так остро реагировать на ваши замечания.

   Пробуйте  советоваться с подростком, слушайте ребенка до конца и не отвлекайтесь на телефон, когда разговариваете с ним. Попросите ребенка посоветовать, как помочь другому человеку, страдающему от какой-либо зависимости, необязательно компьютерной. Это позволит активизировать у ребенка рефлексию, направленную на способы преодоления зависимости. Важно не подчеркивать, что ваш ребенок должен также использовать эти способы. Обсуждайте с ребенком, как можно снять  эмоциональное напряжение и выйти из стрессовой ситуации, а так же  отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе элементы разрушения, уничтожения, деградации личности. Ненавязчиво обсуждайте с ребенком положительные явления жизни, положительные черты людей. Если ребенок пожелает, можно завести домашнее животное, при этом обязательно нужно обсудить распределение обязанностей по уходу за ним и что будет, если их не выполнять.

   Обязательно поддерживайте интерес ребенка к сверстникам и избегаете пугающие прогнозы, например, «Никто с тобой общаться не будет!». Наоборот помогите ребенку расширить круг общения, поощряйте его участие во внеклассной деятельности школы и помогите с выбором хобби. Проявляйте интерес к увлечениям ребенка. Необходимо дать ребенку  возможность почувствовать себя успешным. Важно одобрять и поддерживать его, но при этом не преувеличивать достижения.   

     Помните, что у подростка формируются зависимости, когда правила в семье зависят от настроения родителей. Поэтому сформулируйте для себя правила и требования, которые вы будете предъявлять к ребенку. Они должны быть краткими, четкими и реализуемыми. Выполнение этих правил ни в коем случае не должно зависеть от вашего настроения или степени вашей усталости. Вместе с ребенком выберите и используйте один вид поощрения и один вид наказания, которые не связаны с виртуальной игрой и не унижают ребенка. Ребенок может сам сказать, какую вашу реакцию он предлагает в ответ на нарушение правил и чего хотел бы в качестве поощрения. Объявите «День свободы от интернета» - это может быть день, который целиком занят вашей совместной активностью, будь то поездка в другой город, длительная прогулка, катание на велосипедах, пикник, экскурсия или что-то другое. Дополнительно в этот день объявите, что любой член семьи получает, оговоренное ранее, наказание, когда берет телефон или садится за компьютер  или одно из поощрений за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект. 

 Установите программное обеспечение, с помощью которого можно осуществлять «Родительский контроль». Ведь в него входят антивирусное программное обеспечение и фильтр, а также спам-фильтр. Но обязательно заранее сообщите ребенку, что теперь он может посещать только разрешенные сайты. 


Комментарии (4)