О чем нужно знать родителямребенка с речевыминарушениями
1. Развивайте речь ребенка всегда. Какое бы ни было нарушение, стимулируйте речь. Речь – инструмент мышления. Развитие речи,познавательных способностей и адаптации к миру неразрывно связаны. Помните, что чем лучше развита речь, тем больше возможностей для дружбы, создания семьи, трудоустройства, развития интересов, независимости.
2. Анализируйте уровень развития. Сравнивайте речевое развитие ребенка с возрастными нормативами. Не ждите, что речевые нарушения пройдут сами. Чем раньше выявляются отклонения речевого развития от нормы и начинается коррекционное воздействие, тем лучше.
3. Начинайте рано. Начинайте коррекцию как можно раньше. Фразовая речь существенно лучше корректируется до 5 лет, звукопроизношение – до 7 лет, в крайнем случае до 10, дальше чрезвычайно сложно поставить звуки и еще более сложно их автоматизировать.
4. Занимайтесь регулярно. Все можно скорректировать, если долго и регулярно заниматься с учетом логопедического диагноза. Помните и про случаи, когда в результате правильных занятий с логопедом и дома ребенок с алалией с ОНР 1-го уровня начинает говорить так, что родители начинают думать, может ли он молчать.
5. Не осуждайте себя. Люди, которые считают вашего ребенка просто невоспитанным, а вас плохим родителем, не понимают ничего о речевых нарушениях, но считают себя вправе выплескивать на вас негатив. Не ориентируйтесь на их мнение и не судите по ним себя и своего ребенка.
6. Учитесь понимать диагнозы. Если вам сказали, что у ребенка ОНР, уточняйте, что именно с ребенком: алалия, ФФНР и т. д. ОНР – дополнительный признак, которого недостаточно для того, чтобы специалисты и вы понимали, как помочь ребенку.
7. Занимайтесь самообразованием. Изучайте советы экспертов по речевым нарушениям, читайте книги, смотрите видеоуроки.
8. Не отчаивайтесь. На форумах родителей детей с речевыми нарушениями часто говорят, что лечение бесполезно, не доверяют специалистам или начинают искать волшебные методы, которые помогут ребенку заговорить за неделю или месяц. Помните, что если вы этому поверите, вы потеряете время и эмоциональную стабильность.
9. Действуйте рационально. Всегда направляйте свои усилия на конструктивные дела: ищите помощь, обучайте новому, ведите диалог. Не позволяйте себе отчаяние, настраивайтесь на прогресс. Что ищите, то и найдете. Хотите знать больше про расстройство – почитайте о его сути, а потом читайте о техниках и приемах его коррекции, не ищите ужасы.
10. Не делайте перерывы. Не бросайте ребенка и занятия с ним. Помните: на каком уровне ОНР остановятся занятия логопеда с ребенком, на таком уровне и будет в течение жизни его речь.
11. Развивайте мелкую моторику. Давайте ребенку упражнения на развитие мелкой моторики, которая способствует и развитию речи. Используйте любые действия и игры, в которых ребенок совершает мелкие движения пальцами, они очень полезны.
12. Развивайте общую моторику. Ищите тренеров для занятий естественными движениями: плаванием, танцами.
13. Контролируйте речевой негативизм. Следите, не появляется ли у ребенка речевой негативизм. При первых же признаках меняйте тональность занятий, их сложность, чтобы ребенок получал опыт успеха, больше занимался в игре и чувствовал себя в безопасности.
14. Занимайтесь с логопедом. Ищите логопедов, которые работают с ТНР, учитесь у логопедов, просите присутствовать на занятиях, чтобы дома заниматься с ребенком самостоятельно.
Комментарии (0)