Как помочь гиперактивному ребенку дома
В течение жизни каждый из нас сталкивается с необходимостью делать то, что не хочется. Люди выходят из этой ситуации по-разному.
Обеспечение мотивации
Один из способов, особенно эффективный в отношении детей, – искусственное создание мотивации. Если в представлении ребёнка какое-то занятие приобретает ореол увлекательности, ему намного легче преодолеть внутреннее нежелание делать необходимое. Вспомним, каким образом юный манипулятор Том Сойер заставил мальчишек покрасить свой забор: он убедил их в том, что это отнюдь не скучная принудительная работа, а напротив, большое наслаждение. Он сумел преподнести это нудное занятие, как несравненное и желанное удовольствие, сделать его заманчивым. Во-первых, он продемонстрировал «на личном примере», какое наслаждение доставляют ему сами движения кисти по доскам забора и как прекрасен в его глазах результат этих действий, а во-вторых, ухитрился представить своё занятие как нечто исключительное и не любому доступное.
Втягивая ребёнка в необходимые занятия путём создания у него искусственной мотивации, не следует, конечно, превращать в игру всю совместную жизнь. Постепенно – через удовольствие от сделанных усилий и от победы над собой, своей инертностью или ленью, через радость от видимых результатов – надо формировать у ребёнка способность к волевым усилиям, а затем к умению регулировать свои действия.
Преодолеваем импульсивность
Как научить ребёнка сдерживаться, легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выработать привычку как бы сказать себе: «остановись и подумай»? Как научить делать то, что не хочется?
Большую помощь может оказать отвлечение. При этом не запрещайте ребёнку что-то делать, а отвлеките его внимание или переключите на другие объекты или виды деятельности. «Ой, посмотри, какая кошка!», «А давай…», «А я собиралась тебе показать (предложить) и …».
Отвлекать ребёнка - не означает «идти на поводу» у его капризов. А коль скоро вы ему предлагаете несколько вариантов занятий, у него создаётся впечатление, что он самостоятельно решает, как ему поступать.
Разумеется, речь не идет о тех случаях, когда без вашего категорического вмешательства существует угроза жизни (высовывается из окна, бежит на мостовую и т. п.).
Преодолению импульсивности, развитию самостоятельности, усидчивости, внимания, произвольности способствуют такие занятия, уход за животными упорядочивание коллекции, конечно же, конструирование.
Желательны занятия такими видами спорта, как теннис, плавание, подвижные игры на местности, удовлетворяющие жажду движений и приключений: «Казаки-разбойники», «Тарзан», «Поход в джунгли». Дисциплинирует детей игра с партнёром, когда нужно следить не только за своими действиями и считаться не только со своими желаниями. В результате соблюдения правил игры у ребёнка развивается способность управлять своими действиями.
Для преодоления импульсивности во время занятий следите в первую очередь за тем, чтобы у ребенка не наступило утомление. При появлении первоначальных признаков утомления предупредите его дальнейшее развитие: дайте ребенку отдохнуть, смените действия и позы – это способствует восстановлению активности и работоспособности. Разбивайте занятия на короткие этапы.
Не менее важно помнить о том, что импульсивному ребенку необходима смена содержания занятий и видов деятельности.
Комментарии (0)