Опубликовано 09.06.2023 11:26

Стрессу - нет!

 Стресс в переводе с английского означает «напряжение» и сопровождает человека всю его жизнь. Знаменитый канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе Ганс Селье, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить. Стрессов вообще нельзя избежать. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия. Динамика протекания стрессового состояния одинакова практически у всех людей. Но если система реакций на стресс и попытки к нему адаптироваться остаются включенными слишком долго, это приводит к заболеваниям.

Признаки стресса:

- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровеносное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость,тошнота, частые простуды и т. д.);

- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия,импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики,ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т. д.);

- поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.);

   Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. У стресса может быть целый ряд причин: биологические, химические, физические и, конечно, психологические. С последними дела обстоят непросто. Психологические причины стресса настолько разнообразны, что перечислить их все просто не представляется возможным. Каждый человек уникален: его образ мыслей, привычные модели поведения дают в совокупности неповторимую картину личности и набор вероятных реакций на стрессовые ситуации. Таких реакций масса, поэтому профилактика стресса – это основа психического здоровья. Своевременно приложенные усилия в этом направлении могут помочь избежать серьезных проблем в будущем. Ниже хочу привести простые способы снизить стресс, которые помогут как родителю, так и ребенку:

- Устроить себе хотя бы один полный день отдыха.

- Побыть на природе без срочных задач и без шума.

- Заняться молчаливым творчеством: рисовать спонтанно,раскрашивать ватным диском, который смочен в краске, или огромной кистью, выкладывать простой узориз камней, бусин, копаться в кинетическом песке и т. п.

- Рассказать о своей усталости, быть услышанным, получить сочувствие.

- Пойти на сеанс точечного массажа, походить по массажному коврику.

- Устроить молчаливый прием пищи без спешки.

-Полистать фотоальбом, который хранит приятные воспоминания.

- Посмотреть «ляльские» вещи ребенка.

- Благодарить и обнимать друг друга.

Три «да» и три «нет», чтобы снижать стресс:

ТРИ «ДА»

 - Если что-то отдаете, задайте себе вопрос, что хотите получить взамен. Скажите об этом.

- Переключайтесь. Меняйте темп и вид деятельности. Усталость и стресс снимаются передышками и сменой интенсивности и типа впечатлений. Устали от скорости и шума – дайте себе хотя бы пять минут покоя и замедления. Устали от монотонности – сделайте что-то, чего давно не делали, пополните сенсорные и эмоциональные впечатления.

- Дайте себе и ребенку неприкосновенное время и пространство. Это нужно делать ежедневно хотя бы на 20–30 минут.

ТРИ «НЕТ»

- Не имитируйте благополучное состояние, если вам плохо.

- Не ждите, что стресс пройдет сам. Он не пройдет, если не дать себе отдых, не пополнить ресурсы. И учитывайте,что стресс указывает на то, что вы где-то перестали слышать себя.

- Откажитесь от стимуляторов – кофе, энергетиков, музыки в наушниках. Они маскируют стресс, но не снижают его. Вместо этого отдохните, побудьте в тишине, поспите подольше.

    Как видим существует множество способов управления стрессом, и каждый человек может выбрать наиболее подходящий для себя. Но если вы испытываете серьезные проблемы со стрессом, обратитесь за помощью к специалисту.


Комментарии (1)